Что делать, если малыш все время плачет

Это порой превращается в замкнутый круг — мама чувствует свою вину и беспомощность, что ее ребенок плачет, ребенок чувствует свою вину и неполноценность оттого, что мама так переживает... Мама нервничает, что она плохая мать, малыш — что он неправильный ребенок. Оба страдают — у обоих истерика. Как могут успокоить друг друга две страдающие души? Давайте попробуем разорвать этот замкнутый круг. Как? Ну, во-первых, вы, безусловно, достаточно хорошая мать. Во-вторых, что делать с усталостью? Для начала попросите кого-нибудь из близких или друзей, кому вы доверяете, пару часов посидеть с малышом. Посвятите это время самой себе: поспите или погуляйте, выпейте чашечку кофе или покрасьте волосы, примите ванну или почитайте книжку...

Теперь, когда вы немножко расслабились, смело берите свое кричащее Чудо на руки, посмотрите на него взглядом типа "ах гы мой дурачок" (запомните этот взгляд, он вам еще пригодится в будущем) и попробуйте поискать для него "позу покоя". Вот некоторые варианты. Мама лежит на спине, малыш — животиком на ее груди, носиком где-то около маминой шеи. Мама спокойно, глубоко дышит, малыш качается на волнах ее дыхания, сначала еще плачет, потом успокаивается. Глубокое дыхание и маму вводит в этакое состояние транса... А можно просто взять малыша на руки и медленно ходить по комнатам, спокойным, монотонным голосом (можно и на ушко, чтоб согревать дыханием) рассказывая, что видишь вокруг: "Мы подходим к дивану... На диване зеленое одеяльце... Мама любит сидеть на диване... А сейчас мы пойдем дальше...", — словом, как в анекдотах о "песнях народов Севера", что вижу — о том и пою.

Наверное, это и называется "заговаривать зубы". Можете даже прикрыть глаза (только не наткнитесь на мебель), наслаждаясь медитативной монотонностью своего голоса... Не только малыш — сами заснете. В общем — ищите "позу покоя". Главное условие при этом — не сильно "психовать" самой. Быть чуть-чуть раздраженной — это нормально, успокойте заодно и себя, но если чувствуете себя на грани срыва — не стесняйтесь, зовите кого-нибудь и устраняйтесь. Вы — хорошая мать, а не железная мать. Когда малыш долго кричит, а я не могу подойти, он постепенно сам успокаивается и засыпает. Может, если он сыт, то так и надо пережидать плач, хотя мне это очень трудно? Конечно, если малыш не болен, то рано или поздно он перестанет кричать, уснет, и вроде бы все будет в порядке.

Но попробуйте один раз провести эксперимент: лягте на кровать, завернитесь плотненько в одеяло, полежите немного, а потом позовите кого-нибудь из родных. Итак, вы кричите — на зов приходят довольно быстро (еще не знают, что вы играетесь, думают, что вам что-то нужно). Итак, пришли. Согласитесь, приятно. А если не пришли? Не услышали, заняты... Вы зовете еще раз. Еще и еще... Ну, что чувствуете? Досаду? Раздражение? Обиду? В конце концов вы вылезаете из-под одеяла, идете и спрашиваете довольно сердито: "Вы чего не подошли, неужели трудно просто подойти?" Стоп. Вы-то вылезаете, идете и спрашиваете, а он, ваш малыш, не может ни вылезти, ни подойти, ни спросить! И остается он со своей обидой. С ней и засыпает.

Вот и решайте сами, сколько обид способен выдержать ваш ребенок, чтобы не стать капризным, плаксивым и не уверенным в себе. Конечно, никакая чистота не стоит того, чтобы ребенок переживал стресс каждый день. Он действительно чего-то боится, если так сильно плачет. Может, температура воды как-то подвела, может, неприятное воспоминание о болезни он связал с ванночкой... А если переменить обстановку? Купали в ванной — перейдите на кухню, купали в маленькой ванночке — перейдите на большую (и наоборот, иногда детей смущает именно большое количество воды). И в любом случае не производите манипуляции с малышом молча — дайте ему возможность подготовиться "морально": "Сейчас потрогаем водичку пяточкой... Сейчас потрогаем водичку ножкой... Сейчас потрогаем водичку попкой..."

Первые дни, может, только этим троганием и стоит ограничиться. Купайте, пока не плачет, только нахмурился — "сейчас укроемся полотенчиком", и все — кушать. Кстати, негативное отношение малыша к купанию иногда бывает вызвано неприятными ощущениями, связанными с последующим одеванием. Поэтому некоторые малыши любят сначала, еще в полотенце, покушать, а потом, сытые и расслабленные, спокойно одеваются. С рождением малыша мама испытывает ни с чем не сравнимые противоречивые чувства: огромную радость, облегчение и в то же время удивление, растерянность и даже страх. Ребенок, которого она девять месяцев ощущала как часть себя, теперь стал отдельным человечком, требовательным и пока непонятным. Мама может чувствовать пустоту и тревогу: смогу ли я теперь давать ему все необходимое, как тогда, когда он был во мне?

Тревогу усиливают и неопытность, и усталость после родов, и то, что материнская любовь не вспыхивает мгновенно. Эта тревога иногда бывает так сильна, что мама не выдерживает напряжения и становится как бы равнодушнее, холоднее к малышу. Наверное, именно такое состояние и называется послеродовой депрессией. К счастью, все эти сложные эмоции отступают, когда мама берет ребенка на руки, кормит его, трогает, ласкает. Мама получает возможность снова ощутить физическую связь с малышом, которая успокаивает и ободряет ее. Это и есть начало большой любви. Но если мамины тревоги мешают рождению этого радостного чувства, малыш тоже как бы замирает в грустном ожидании... Вот и получается, что от папы очень многое зависит. Сумеет ли он поддержать тревожащуюся маму?

Побыть рядом, когда мама кормит, пеленает и купает малыша? Поиграть с сыном или дочкой, пока мама отдохнет? Просто набраться смелости заботиться о своем ребенке, не спрашивая каждый раз маму: "А что теперь делать?" И еще очень важно научиться любить в своей супруге не только женщину, но и мать своего ребенка. А это не так просто: очень часто молодые папы ревнуют своих жен к новорожденным малышам, стараются получить столько же внимания к себе, как и до рождения ребенка. И это тоже не помогает маме справиться со своими и без того сложными чувствами. Папа новорожденного малыша здорово поддержит маму, если будет просто заботиться о ней. Молодая мама окрепнет в своих материнских чувствах и будет с радостью дарить любовь и малышу, и своему супругу.

К трем месяцам стало очевидно, что ребенок плачет не только когда чем-то недоволен, но и когда ему просто скучно. Как с ним быть, чтобы не избаловать? Конечно, для мам, которые в скором времени собираются выйти на работу, имеют свои хобби или просто ведут довольно активную "светскую" жизнь, очень актуально, чтобы малыш не "сидел на шее", то есть не был избалованным и капризным. Но в том-то и заключается парадокс, что, как правило, такими вредными, капризными, приставучими детьми в три-четыре года становятся именно те малыши, которых с пеленок старались "не избаловать" и держали в строгости. Дело в том, что до шести-семи месяцев ребенок еще не совсем понимает свое предназначение быть самостоятельным человеком. Конечно, он о нем догадывается, но все же еще очень привязан к маме.

Физически пуповина перерезается быстро и решительно, но, привыкнув за девять месяцев быть частью мамы, малыш психологически не может оторваться от нее в одночасье. Поэтому не бойтесь его избаловать. Ваши руки, ваше постоянное участие, ваш взгляд — сейчас для него не роскошь, а естественный способ жизни. Пройдет немного времени, и малыш сам покажет вам, что уже готов быть один, может сам играть, лежать, кушать... Но если вы сейчас насильно будете "отрывать" его от себя — он переживет это, но, обидится. И, став посильнее, вспомнит эту обиду в виде истерик и капризов в два-три-четыре года...

Если сын уже родился,
Начинайте воспитание,
Чтоб не вырос мямлей, плаксой,
Тряпкой и капризным парнем.

На руки берите, только
Если очень нужно будет:
Кашу скушал — и в кроватку,
А не то — к рукам привыкнет!

Если плачет — подождите
Минут двадцать или тридцать,
Он от крика сам устанет —
И на руки брать не надо!

Пусть он вырастет пугливым,
Мямлей, тряпкой и капризным,
Но зато никто не скажет,
Что воспитывали мало.

К трем месяцам малыш начал сосать палец. Как к этому относиться? Мне все время хочется убрать палец и дать ему хотя бы соску. На многих мам сосание пальца производит тяжелое впечатление. И они упорно вытаскивают руку ребенка изо рта. А малыш упорно ее туда запихивает. Почему? Да просто потому, что хочет нормально развиваться. Но проходит время, и упорство мамы может быть вознаграждено: палец в рот больше не стремится. Знает ли мама, чего она лишила своего малыша? Давайте посмотрим на жизнь младенца от его рождения до двух-трех месяцев. Налицо полная и абсолютная зависимость малыша от мамы. Мама моет, мама кормит, мама гладит по головке, мама дает соску. Ничего, совершенно ничего не может ребенок сделать сам. Даже почесаться — и то не может.

Все удовольствия, все приятные эмоции связаны только с мамой (или с другим взрослым). И вот вдруг малыш получает возможность доставить себе удовольствие САМ! Он САМ запихнул палец в рот, сам массирует свои десны и гладит свои губки. Он впервые САМ обслуживает себя. Это потом он научится сам находить и запихивать в рот соску, пить из чашки, есть... А пока у него — только большой палец во рту. Веселым и общительным малыш обычно становится месяца в три. Неделя-две большой роли не играют. Но если малышу уже больше трех месяцев, а вы не можете ответить утвердительно на многие из приведенных вопросов — обратитесь к педиатру или психологу. Чем быстрее вы выясните, есть ли у ребенка проблемы и в чем они заключаются, тем больше вероятность их решить.

Подруга меня спросила: "А как ты занимаешься со своим ребенком?" Этот вопрос меня озадачил. Я никак не занимаюсь. Просто кормлю, пеленаю, качаю... Ну, еще зарядку, как медсестра учила, делаю... Может, нужно что-то специальное делать, чтобы он лучше развивался? Нужно ли делать что-то специальное? И да, и нет. Если среди взрослых членов семьи не принято петь по вечерам колыбельные и развешивать на шкафах разноцветные воздушные шарики, а также корчить рожи и пускать мыльные пузыри, то получается, что действительно надо... Дело в том, что существует три способа, с помощью которых ребенок приобретает знания: наблюдение, исследование и общение с мамой и папой. Это значит, что для того чтобы ребенок приобретал знания, ему нужно, по меньшей мере, чтобы было что наблюдать, что исследовать и с кем общаться.

Если эти три условия не выполняются (например, ребенок большую часть времени лежит один в тихой полутемной комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске), то получение знаний для него очень проблематично, а его развитие затруднено. О маме, которая так оберегает свое дитя от получения информации, можно сказать, что она не занимается с малышом. Заниматься — это обеспечивать и поддерживать наблюдение, исследование и общение малыша. Так что если вы показываете своему малышу, как трясти погремушку и разбрызгивать воду в ванночке, если вы агукаете с ним и щекочете ему ладошку ("Сорока-ворона..."), если вы вешаете на кроватку мишек и зайчиков, если вы поете колыбельные, вы можете смело говорить: "Я занимаюсь со своим ребенком!" И это будет чистая правда, потому что вы делаете самое главное сейчас для его развития — вы с ним играете, а значит, обеспечиваете три важнейших условия для его развития!

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?