Что можно разрешить годовалому ребенку

Я действительно думала, что будет легче, но сейчас я так устаю и не высыпаюсь, даже больше, чем раньше. Сын все время везде лезет, и я все время с ним. Днем он спит мало, и я ничего не успеваю сделать, поэтому все домашние дела переносятся на поздний вечер. Что можно придумать? Уже сил нет...

В прошлом году, наверное, режим вашего дня был примерно такой: малыш не спит — вы с ним, малыш спит — вы занимаетесь делами. Спал он довольно много, а вы все (или почти все) успевали сделать. Теперь спать он стал гораздо меньше, а ваш peжим не изменился. Не мудрено, что вы не успеваете, а ведь к простой уборке еще прибавилась уборка игрушек! А еще нервозность по поводу того, что ничего не успеваете! Казалось бы, замкнутый круг. Так и есть, если не попробовать изменить собственный режим. Вы уже знаете, что пока малыш спит, вы все сделать не сможете. А что можно сделать с ним вместе, чтобы ему было интересно и он не мешал?

Погладить не удастся: нудное для ребенка занятие, а утюг вы потрогать не дадите. Шить не получится: машинка — страшно интересно, и руки все время будут лезть под иголку. А вот пылесосить вполне можно, особенно если дать подержаться за палку. И пол мыть можно (дав маленькую тряпочку ребенку). Можно готовить, посадив малыша рядом с собой на кухонный стол и давая грызть то, что режешь. Даже посуду можно мыть, поставив рядом с собой высокий стульчик. А уж если разрешить залезть в кухонный стол и вытащить кастрюли и миски с ложками...

В общем, главное — сломать свои стереотипы и действовать, исходя из принципа: "Малыш в домашних делах мешает, но не всегда и не очень". А когда он ложится днем спать, попробуйте прилечь тоже. Возможно, вам удастся отдохнуть, и это здорово. Теперь за ребенком нужен глаз да глаз. Я замучилась говорить ему "нельзя". Самой уже смешно: ну что все нельзя да нельзя? А что поделаешь, если везде лезет?

Ага. И наверное, уже пробовали завязывать веревочками дверцы шкафов, и закрывать двери, и прятать ценные и опасные вещи на полочки повыше... И все это оправданно, потому что годовалый ребенок большую часть своего досуга занят "безобразничаньем": доставанием кастрюль на кухне, выбрасыванием вещей из шкафчиков и книг с полок, переворачиванием вазочек С цветами, ковырянием ушек у собачки и т.д. и т.п. И это нормально. Этот период (лет до двух) надо просто пережить.

А вот для того чтобы пережить с минимальными потерями для психики ребенка и мамы, банальное "нельзя" лучше попытаться разнообразить. Например, чайник — "горячо", чашка — "осторожно", часы — "только посмотри", мука — "пальчиком потрогай", собачка — "погладь тихонько". И так далее, в том смысле, что трогать можно почти все, только по-разному. Ребенок довольно быстро понимает, что цветок в горшочке легко ломается, но если мама разрешит его потрогать — ничего страшного не произойдет. Даже книжки не будут порваны, если их можно брать и смотреть с мамой аккуратно, а рвать можно старые журналы.

И, конечно, не лишайте малыша возможности играть с кастрюлями на кухне: во-первых, за это время успеете приготовить ужин, а во-вторых, для него это такое наслаждение! Такое впечатление, что ребенок специально ищет, где стоит что-нибудь, что можно перевернуть, рассыпать или вылить. Катастрофа какая-то! Похоже, что на втором году жизни ребенок решает какой-то важный философский вопрос, связанный с пустотой и наполнением. Он действительно ищет, что можно вытащить и сделать пустым. Это потрясающее открытие ребенка, что так просто — два-три движения — и вместо одной вещи целая куча! Банка с сахаром — куча сахара, полка с книгами — куча книг, ведро с мусором — куча мусора!

Должно пройти какое-то время, и малыш перейдет ко второму этапу — наполнению. Когда куча превращается в одно целое, игрушки — в ящик, песочек — в ведерко... Стоп! Да ведь это именно то, что мы, взрослые и грамотные, называем анализом и синтезом! Из целого — куча, из кучи — целое. Значит, именно в период от рождения до года человек начинает постигать основные жизненные закономерности! И делает это с такой легкостью и радостью! Гордитесь! И приготовьте баночки с крупной вермишелью (удобнее убирать), ящик со старой обувью, ведерко спичечных коробков, теннисных мячиков и катушек и еще что-нибудь такое, чтобы не переживать, когда будет выкинуто, и не очень напрягаться, собирая обратно.

Если вы в своей квартире
Не найдете Нужной Вещи,
Спотыкаясь в пирамидках,
Кубиках, машинках, куклах,

Если в шкафчиках все дверцы
Перевязаны веревкой,
Значит, вы — счастливый родич
Годовалого ребенка.

Посему — не торопитесь
В поисках той Нужной Вещи,
Потерпите год иль пару —
Вещь отыщется спокойно.

У сына появилось любимое слово, даже не слово, а мотание головой — "нет-нет". И это "нет" - теперь ответ на все мои предложения. Почему он стал такой вредный? Очень трудно ответить на этот вопрос, не вспомнив кое-что из истории развития малыша. Ну, например, то, что до появления этого "нет" речь младенца была, как бы это сказать, потребительской.

Если он хотел есть, или пить, или играть или хотел что-нибудь получить, он говорил "мама", или "папа", или еще какое-нибудь "волшебное" слово, которое обязательно срабатывало.

И это слово выражало его потребность, оно имело характер обращения (приди, дай, сделай), а не характер описания, каковой является взрослая речь (мы рассказываем, сообщаем, жалуемся, даже требуем, описываем, чего хотим, и убеждаем, что нам это нужно).

Где же проходит линия раздела между словами, удовлетворяющими потребность, и использованием речи во "взрослом" значении? Вы не поверите: именно со слова "нет". Даже еще не со слова, а с отрицательного жеста головой "нет-нет-нет". Ведь это "нет" означает, что мышление маленького человечка уже обработало ситуацию "да", ощутило ее результат, сделало вывод о желательности для себя этого результата и приняло противоположное решение. И человечек сообщил вам об этом!

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?