До какого возраста ребенок все тянет в рот

Это просто кошмар какой-то! Она все тянет в рот! Даже палец на ноге! Я не успеваю мыть игрушки!

Судя по существующей проблеме, малышу месяца четыре. Или пять-шесть месяцев. И, судя по той же проблеме, он неплохо развивается. Да-да! То, что для взрослых выглядит как неприглядное поведение, является неотъемлемой частью правильного психофизического развития младенца. Человек, услышав новый звук или почувствовав новый запах, начинает прислушиваться, принюхиваться и искать глазами существо или предмет, издающий этот звук или задах. Такое поведение называется ориентировочно-исследовательской реакцией. В возрасте от трех до шести месяцев она становится очень выраженной. В эту пору ребенок, услышав новый звук, почувствовав новый запах, активно пытается увидеть (ориентировочная часть), а увидев предмет, пытается его потрогать, схватить, трясти, бить им, засунуть его в рот (исследовательская часть). Смысл исследовательского поведения — знакомство с миром и накопление знаний.

Если ребенок в четыре-шесть месяцев еще не тянет игрушку в рот:

- вложите ему в ручку чистую погремушку или кольцо, помогите ему приблизить ручку с погремушкой ко рту. Хорошо, чтобы поверхность кольца или погремушки была неровной, с выпуклостями и впадинами. Это стимулирует исследование игрушки ртом;

- соберите несколько игрушек, которые ребенку удобно держать и не опасно брать в рот. Хорошо, чтобы они были разных цветов, отличались на ощупь, звучали при прикосновении или встряхивании. Держите игрушку так, чтобы ее можно было схватить, дотянуть до рта и исследовать полностью. Пусть эта игрушка потом полежит в кроватке ребенка. Через пару дней замените ее другой игрушкой;

- не мешайте ребенку разочек-другой поисследовать руками пищу, которую вы ему предлагаете. Пусть засунет палец в кашу или сок, помогите ему после этого взять в рот свой палец. Конечно, он напачкает, но вполне вероятно, что после такого опыта привлекательность пищи для него возрастет.

Возможно, до прочтения этой статьи эти советы показались бы полной глупостью, но таково уж детство — полезными и абсолютно необходимыми оказываются самые странные для взрослого вещи... Дочке всего полгода, а она такая кокетка: стоит поднести к зеркалу — начинает улыбаться себе и тянуться ручкой. Кажется, она собой интересуется больше, чем другими.
Интересоваться другими — это, конечно, здорово, но такой интерес к себе в шесть месяцев можно только приветствовать! Ведь сейчас малышка потихоньку начинает понимать, что она — не часть мамы, а совершенно отдельный, самостоятельный человек. И похоже, что этот человек ей нравится!

Зеркало — прекрасный способ посмотреть, насколько спокойно и комфортно на душе у ребенка. Если малыш не интересуется своим отражением, отворачивается или плачет — что-то неладно в его душе. Грустный факт, но именно так, в основном, реагируют на вид своего отражения дети, растущие без мам в домах малютки... Ребенок радующийся, любопытный и беззаботный скорее сможет радоваться другим людям, взрослым и детям. Кстати, показывать малышу других детей — давать трогать друг друга, разглядывать, лежать рядом, а позже и ползать — это тоже очень здорово, так начинается умение дружить.

"Совершенно невозможно стало оставлять перед ребенком на столе хлеб, чашку или ложку — ничего: все сразу будет на полу. Все, что он видит перед собой, — выбрасывает на пол. Я и поднимала, и ругала... А убираю все от него — кричит истошно, пока не верну..." Около года малыш осваивает замечательную игру: выбрасывать и получать обратно. Вы заметили, что сильнее всего ваше чадо веселится не тогда, когда выбрасывает, а тогда, когда получает обратно? Ведь все мы любим так себя вести. Мы ссоримся с любимыми, отталкивая их. Разве мы хотим, чтобы они ушли?

Совсем наоборот, мы хотим, чтобы они нас больше любили и возвращались, несмотря ни на что. Вот малыш сейчас и осваивает эту жизненно важную вещь — отпускать и принимать обратно. Он ведь и с вами так иногда поступает: то прижмется крепко-крепко, а то оттолкнет и отвернется... Впрочем, это — теория, а на практике, конечно, когда триста раз поднимешь игрушку или соберешь разбросанную со стола еду, не мудрено и сорваться.

Советы психолога

1. Игрушки, выбрасываемые из коляски, кроватки, манежа, привяжите на недлинные веревочки. Малыш будет выбрасывать игрушки, а потом с удовольствием тянуть обратно.

2. Прекращайте кормление, как только ребенок начнет выбрасывать еду, — очевидно, не очень-то голоден.

3. Периодически сознательно играйте с ребенком в игру "выбрасывание — поднимание". Похихикайте вместе с ним, поднимая зайчиков и мячики. Устанете — остановите игру, переключив внимание ребенка (например, спустив его на пол).

4. Не сердитесь — все равно бесполезно.

Дочка после болезни категорически отказывается есть с ложки. А из бутылочки — любую кашку с удовольствием. Может, из-за того, что с ложки я давала лекарства? Или ей почему-то не хочется есть твердую пищу?

Может быть, дело в лекарствах, а может, не хочет есть твердые кусочки... Стоп. А почему, собственно, не хочет? А не зубки ли начинают прорезаться? У маленьких детей болезни часто связаны с процессами развития. Например, сопли — мама считает, что ребенок простудился, а на самом деле у нее зубки растут. Или действительно заболел ОРЗ — и вдруг резкий скачок в развитии: пошел, или сел, или сказал слово, или начал играть в "прятки".

А бывает и наоборот — болезнь пугает малыша, и он как будто делает шажок назад, туда, где было безопаснее, — к бутылочке, к маме на ручки. Если причина в такой тревожности, то, немного "передохнув" в более "детском состоянии", малыш обязательно вернет все свои умения. Однако если после болезни умения ребенка не восстанавливаются в ближайшие неделю-две, обратитесь к специалисту по развитию младенцев, к врачу или психологу.