В какие игры поиграть с первоклассником

Ваш ребенок уже большой, он уже школьник. Но это еще не значит, что играть ему уже противопоказано. Ведь игра так и остается до сих пор способом освоения окружающего мира. Не прерывайте и не мешайте своему школьнику играть. Игра для него по-прежнему важнейшая работа! Игра развивает и обучает. В любой игре важны внимательность, наблюдательность, сосредоточенность, умение определяться в неожиданной обстановке, предвидеть действия партнера (реального или воображаемого), быстро на них реагировать. Игра, даже со строгими правилами, всегда творчество, потому что требует от ребенка быстрой реакции, выбора решения, тех или иных комбинаций. Ребенок не расстается с игрой, даже переступив порог школы. Он играет на уроках — с первого по выпускной класс, ведь современная школа активно использует волшебные возможности игры. Такие игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения, называются обучающими. Они целенаправленно создают благоприятные условия для развития у ребенка памяти, воображения, логического и образного мышления.

Поиграйте и вы с ребенком в обучающие игры — дома, на прогулке, на даче. А когда ваш ребенок вырастет из любимой игры, вы сами это увидите и придумаете, как усложнить ее или начнете играть во что-нибудь новенькое. Пусть ваш ребенок-школьник взрослеет в игре, а вы обязательно присоединяйтесь к нему! Большинство этих игр так или иначе связано с чтением справочной литературы. Ваш ребенок не только будет знакомиться с увлекательным миром "вселенной в алфавитном порядке", но и незаметно для себя упражняться в технике чтения. А самое главное, он будет читать не потому, что его заставляют, а благодаря азарту поиска. Построим "цепочку слов", когда последняя буква одного слова становится начальной другого: яйцо — окно — обман — наряд...

Основное правило: называются только имена существительные нарицательные единственного числа. Эта немудреная игра очень полезна для развития многих способностей. Она развивает фонетический слух, облегчая формирование грамотного письма. Между делом упражняйтесь в применении ряда правил (правописание безугарных гласных, звонких и глухих согласных), что способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический, запас. Немаловажно и то, что в этой игре взрослый всегда может создать малышу ситуацию успеха — дать одержать победу.. Эта игра обогатит словарь вашего ребенка, разовьет языковое чутье, поможет ощутить многокрасочность мира и выразить свой чувства. Задайте ребенку начальное слово пары, а в следующий раз передавайте инициативу малышу.

Естественно, он будет стремиться к буквальному повторению пар, ранее заданных вами. Будучи ведомым в игре, расширяйте речевой кругозор малыша. Ведь антонимом слова "горячий" в зависимости от контекста — словесного окружения — может быть не только "холодный", но и "теплый" (день), "ледяной" (взгляд), "прохладный" (разговор); "злой" — "мягкий" (человек), "нежный" (зверек), "хороший" (учитель) и др. А ведя игру, намеренно повторяйте два-три раза одно и то же слово с тем, чтобы ребенок постигал синонимическое богатство речи. В слове таится не только смысл, но и потенциальная эмоция — особенно в прилагательных, обозначающих признак предмета. Играйте в антонимы так, чтобы малыш искал позитивно окрашенное слово...

Игра в антонимы подготовит ребенка к более сложной — в синонимы. Предложите ребенку подобрать слова и выражения, близкие по смыслу. Это могут быть существительные, глаголы, прилагательные. Берем слово и находим близкие к нему по смыслу слова и выражения. Можно играть "устно": называем попеременно, кто первый запнется, тот проиграл. Еще лучше — с бумагой и карандашом: каждый на своем листочке пишет основное слово и к нему, в столбик, синонимический ряд. Понятно, кто выиграет. Листочки не выбрасывайте! Так вырастает собственный домашний словарь синонимов — надежное подспорье ребенка при написании любого рода сочинений. Если есть возможность, поставьте на домашнюю книжную полку любой настоящий "Словарь синонимов", пригодится не только для игры — для жизни.

Игра в синонимы поможет и вам понимать школьный сленг (жаргон, арго, то есть специфические слова и выражения, употребляемые в речи тех или иных возрастных, социальных, профессиональных групп). Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. В нее с удовольствием играют все — от мала до велика. Поиграйте с первоклассником в нее с разрезной азбукой, с ребенком постарше — с карандашом и бумагой. Правила просты: новое слово составляется только из тех букв, которые есть в главном слове; и гласные, и согласные в новом слове повторяются столько раз, сколько они содержатся в слове главном; все новые слова — существительные единственного числа в именительном падеже. Новые слова записываем в столбик — так легче подводить итоги.

Играющих — сколько угодно. Выигрывает тот, чьи новые слова не повторяются у других игроков. Искусство этой игры — в подборе главных слов, из букв которых строим новые. Здесь стараемся выбирать сложные, много коренные слова... Попробуйте и вы. В этой игре хорошо под рукой держать Толковый (то есть толкующий, объясняющий значение) словарь русского языка. И не только с целью расширения языкового кругозора. Ребенок будет комбинировать буквы, слоги, спрашивая вас, есть ли такое слово, — отправляйтесь к словарю вместе.

Города - эту игру знают, наверное, все. Та же "цепочка слов", но географическая. Вы с ребенком можете выстроить не только города, но и цепочки стран, рек, морей, гор. Учебная польза такой игры очевидна, и чем раньше в нее начинать играть, тем естественнее расширится природоведческий кругозор ребенка. Не слишком полагайтесь на собственный географический запас — в мире произошло много перемен, да и забывается "неактуальная география" достаточно быстро. Лучше всего играть не с картой или глобусом, а с карманным Атласом мира, потому что в нем всегда есть алфавитный указатель географических названий.

Малыша кроссворд может научить многому. Аккуратности — буквы в клеточки разборчиво вписать карандашом, стереть резинкой не подошедший вариант, не забыть, вычеркнуть отгаданное. Умению упорядочивать деятельность — отгадывать в системе пересечения слов, не шарахаясь из угла в угол. Грамотности. Кроссворд приучает пользоваться орфографическим словарем (не спешите подсказывать!), иначе грамматическая ошибка заведет в тупик. Классический кроссворд приобщает к культуре терминологического определения (особенно при составлении собственных головоломок). А закрепление понятий вертикаль — горизонталь? Не говоря уже о концентрации внимания, о расширении его объема...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - имеют определенный, знакомый в общих чертах ребенку сюжет, и дети в этих играх примеривают к "себе определенные социальные роли. Это любимые детьми "дочки-матери", и "магазин", и "больница", и "войнушка"... Все эти игры станут обучающими, если, играя вместе, вы обогатите ценовыми сюжетными поворотами, поочередно меняясь с ребенком ролями. Вы будете формировать у маленького школьника навыки и цивилизованные нормы общения, социальные ориентации, новые модели поведения и деятельности.

Попробуйте поиграть в книжный магазин, чтобы познакомить ребенка с домашними книжными богатствами, формировать навык использования элементов книги для ее верного выбора, — читатель без такого навыка немыслим. Станьте покупателем и выбирайте книгу придирчиво: вам нужен сшивной блок в твердом переплете, чтобы долго служила цветные иллюстрации; вы ищете книгу именно этого автора: он пишет так увлекательно; хотите именно про жирвотных — посмотримка аннотацию, а вот и про любимых вами собак, целая глава в оглавлений указана! Теперь сами вставайте за прилавок — к вам пришел серьезный грамотней, покупатель...

Например, поиграйте в показ кукольной модной одежды. Смастерите бумажных кукол, потому что они дают больший простор для творчества, да и одежду для них шить быстрее и легче, сделайте рекламу с описанием назначения наряда и его несомненных достоинств. Или постройте большой город. Стройка начнется, конечно, с плана города. Пусть в нем будет все настоящее: транспорт и дорожное хозяйство, спортивные сооружения, места отдыха и др. Вам понадобится все мыслимое и немыслимое: готовый конструктор и детали давно разоренного, машинки и кубики, разнообразная упаковочная тара. Оклейте дома бумагой с нарисованными окнами, дверями, колоннами и прочим, скрепите пластилином, скотчем, клеем — и сооружение готово!

Выпустить журнал - это очень серьезное и настоящее взрослое дело. Вы с ребенком беретесь издавать домашний журнал или газету. Прекрасно, если у вас несколько детей, — это занятие сблизит детей разных возрастов. Придумайте интересное название, пофантазируйте, какой будет обложка... Вы будете и журналистами, и редакторами, и художниками. Вы будете собирать материал, например, на кухне, даче или в дедушкиной мастерской; сочинять фельетоны "об отдельных недостатках"; рассказывать о домашних любимцах и, конечно, о свежих новостях вашего дома. Вместе с ребенком вы можете публиковать в таком журнале все, что захотите, — фантастические истории, отчеты о путешествиях или рассказы и стихи вашего ребенка, а разворот журнала пусть украсит какой-нибудь особенно удачный рисунок — акварелью или фломастерами. Последние страницы вы можете отвести под придуманные кроссворды, загадки, головоломки, "хитрые" картинки с отличиями. Запаситесь идеями и — вперед!

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?