Как приучить ребенка к деньгам

Научите ребенка главному: нельзя чувствовать себя хорошо, не делая хорошо другим. Эту элементарную вещь многие люди часто не понимают. Занимаясь с ребенком формально — пусть даже по науке, но холодно и рассудочно, вы не добьетесь никаких результатов. Надо обязательно вкладывать в любое дело частицу себя самого. Почти любой рутинный труд можно превратить в творческий. Умея чудесным образом превращать обычную работу в творчество, человек будет дольше жить и оставаться счастливым и молодым, быстрее справляться с болезнями. Итак, обучая ребенка обычной домашней работе, ищите новые, нестандартные подходы, фантазируйте, экспериментируйте. Убираясь в квартире, придумывайте новые способы мытья полов, оригинальные технологии вытирания пыли.

Пусть ваш ребенок изобретет новый метод нанесения краски на старый дачный табурет. Пусть он не просто покрасит забор на даче, но рисует на нем все, что захочет. И тогда он будет внимательнее смотреть вокруг себя и заметит, что где-то нужно вбить гвоздик, а что-то подклеить... Вы удивитесь, когда он сам предложит вам усовершенствовать ящик для рассады. Научите ребенка, чтобы во всех своих делах он всегда разбирался сам. Научите его правильно расставлять акценты, что необязательно, а без чего нельзя обойтись и почему. Это очень важно. Если всегда и во всем стремиться к совершенству, то можно ничего не успеть сделать. В жизни очень часто происходят ситуации, когда нужно уметь выделить главное. Излишняя тщательность может обернуться не добродетелью, а пороком.

Пусть ваш ребенок почувствует сам, где можно "схалтурить" — быстро проскочить неприятную и ненужную обязанность, — а над какой работой — за счет сэкономленного времени — можно Посидеть-покорпеть и получить от этого невероятное удовольствие.. Если ваш ребенок почувствует вкус к такой самостоятельности, он не сможет жить в силу инерции. И тогда ваш ребенок всегда будет преодолевать в себе чувство толпы, живущее в каждом человеке. Научите ребенка получать моральное удовлетворение от работы. Не стоит все время насиловать себя, заставляя что-то делать. В любой работе надо учитывать желание. Иногда лучше посмотреть на предстоящую работу под другим углом зрения, а может быть, просто передохнуть, заняться чем-то другим.

Не забывайте всегда благодарить ребенка и радоваться его помощи. Пусть в вашем доме будет особая атмосфера труда во благо кому-то. Пусть ваш ребенок ощущает и впитывает этот настрой. И тогда он будет стремиться работать, что-то узнавать и отдавать другим — близким, единомышленникам. В любой семье, независимо от ее достатка, перед взрослыми то и дело встает вопрос: как научить ребенка правильно относиться к деньгам? Ведь даже если малышу ни в чем не отказывают, бабушка, дедушка и родители вряд ли хотят, чтобы ребенок рос потребителем и не знал цены материальным благам, а уж если средства семьи существенно ограничены, то научить детей правильно с ними обращаться — вопрос жизненной необходимости. Не предъявляйте к ребенку непосильных требований, не спрашивайте его: "А ты знаешь, сколько это стоит?", "Тебе известно, каким трудом все это достается?" Воспитание правильного отношения к деньгам — очень тонкий и деликатный момент.

На вопрос, как правильнее распоряжаться деньгами, нет и никогда не было однозначного ответа. Конечно, хороша золотая середина, и понятно, что каждый человек все же тяготеет к тому или иному полюсу — либо транжирить, либо скупиться. Некоторые психологи утверждают, что люди делятся на "богатых" и "бедных". Причем это не имеет никакого отношения к их реальным доходам — здесь как раз все может быть наоборот. Просто "богатые" ведут более непринужденный образ жизни, покупают то, что им нравится, дарят окружающим роскошные подарки и... часто оказываются на мели. В то время как "бедные" чрезвычайно болезненно реагируют на любой предстоящий расход: они объезжают весь город в поисках более дешевых товаров, терпят массу бытовых неудобств, отказываются от приглашений в гости, чтобы ничего не дарить, и могут за счет этого всего накопить крупную сумму, которую, впрочем, тоже не станут тратить.

В детстве у человека закладывается определенный финансовый стиль, который сохраняется в течение всей жизни. Эти финансовые стили довольно устойчивы, однако сейчас вы еще можете помочь ребенку избежать наиболее уродливых крайностей. Давая ребенку деньги на карманные расходы, не требуйте подробного отчета, на что конкретно он их потратил. Ваш ребенок может воспринимать выдачу денег и проверку как проявление вашей власти, подавление его личности, самостоятельности. Вы и сами увидите, какое отношение к деньгам сформировалось у вашего ребенка. Контроль за ребенком, конечно, должен быть, но малыш не должен его замечать. Своими деньгами он может распоряжаться по своему усмотрению. Вначале ему, может быть, даже интересно будет рассказать вам, на что он их потратил. Не пропустите этот момент — похвалите, порадуйтесь его покупке и воздержитесь от критики, если можете. Иначе в следующий раз он купит ту же "ерунду", но вам уже говорить не станет.

Ребенок должен постепенно привыкнуть, что несет ответственность за свои карманные деньги. Хочешь — трать, хочешь — копи. Если ваш ребенок — скупец, посмотрите повнимательнее, не игнорирует ли он порой собственные нужды только потому, что ему жаль расставаться с заначкой? В таком случае не обсуждайте при нем финансовые проблемы, не говорите о том, сколько стоит каждый съеденный кусок, иначе у ребенка сложится представление о том, что единственная цель в жизни — избежать всевозможных трат. Кроме того, проследите, чтобы "аскетизм" ребенка не сменялся роскошествами за чужой счет. Столько же ли он отдает другим, сколько получает (причем не только в деньгах)? Не любит ли он сделать вид, что забыл принести куда-либо условленную сумму, подарок, дать взаймы товарищу? Аккуратно ли он отдает долги (пока еще маленькие)?

Если же ваш ребенок — транжира, постарайтесь упорядочить его стремление жить на широкую ногу. Хотя бы приучите его сперва откладывать деньги на неотложные нужды — те, что вы уже доверили ему самому держать под контролем (скажем, покупку школьных принадлежностей и посещение парикмахерской), а потом уже тратить остаток более свободно. А что делать, если ребенок все деньги истратил сразу? Есть один радикальный метод: не делать ничего. То есть не выдавать ему новой суммы раньше условленного срока, даже если ему будет не на что купить ручку для занятий и порвутся последние шнурки. Пусть "стреляет" ручки у одноклассников и зашнуровывает ботинки чем попало... Стыдно? Да, стыдно. Но возможно, этот опыт убережет его от еще большего стыда — хронического безденежья во взрослой жизни. Конечно, этим методом нельзя злоупотреблять, он слишком суров, но тем не менее очень действен.

В этом возрасте перед маленьким человеком стоят другие задачи: осмысленная учеба, привычка к самообслуживанию, умение распорядиться карманными деньгами. Вряд ли вы будете стремиться к тому, чтобы ваш ребенок мыл машины. Это вполне понятно. Но если ваш ребенок иногда поучаствует в заработке семьи, это прекрасно. Только вот какими способами — поразмышляйте об этом. Очень удачный вариант первого заработка — когда ребенок трудится вместе с семьей. Если вы сами занимаетесь какой-нибудь надомной работой — постарайтесь найти возможность, чтобы ваш ребенок мог поучаствовать. Основное преимущество такой совместной работы в том, что взрослые определяют посильную нагрузку для ребенка, не дают ему переутомиться. Кроме того, ребенок видит, что любой труд состоит из множества участков и что его помощь хотя бы на одном из них приближает результат.

Можно даже подсчитать вместе с ребенком, которую часть из вырученных денег заработал именно он, и отложить их на покупку вещей для него самого или отдать ему на мелкие расходы. Можно пойти дальше и объяснить ему, куда вообще расходуется прибыль. Вообще дело для ребенка всегда найдется: ухаживать за щенками домашней собаки, правильно отвечать на телефонные звонки и записывать нужную информацию... Более того, объясните ребенку, что даже его помощь по дому является косвенным вкладом в бюджет семьи, ведь тогда у вас освобождается время для других дел, в том числе для зарабатывания денег. Психологи даже советуют оплачивать труд ребенка, но только особые работы, требующие от него значительных усилий. Если, например, ваш ребенок разобрал "завал", до которого ни у кого в семье не доходили руки, — это достойно вознаграждения. Ведь главное для вашего ребенка сейчас не конкретный заработок, а приобретение трудовых навыков.

Когда вашего ребенка в очередной раз приглашают на день рождения, приходится неизменно решать проблему, что подарить. Вы вместе идете в магазин. Заранее оговорите, какую примерно сумму вы можете потратить. Прекрасный практический урок для ребенка — прицениться к ассортименту детских товаров, сделать и обосновать выбор. Удержите ребенка от покупки подарка "под себя", пусть подумает, что было бы приятно получить самому имениннику, вспомнит его пристрастия и вкусы. А ведь с этой задачей и взрослому порой трудно справиться. Иногда дети завидуют тем, кому собираются преподнести подарок. Они могут клянчить у вас такую же вещь и шантажировать заявлениями типа: "Мне бы вы никогда это не купили!" Не поддавайтесь на провокации. Можно, конечно, иногда купить и своему ребенку такую же вещь, но все же стоит ему объяснить, что день рождения есть день рождения и что, когда ему дарят подарки другие дети, им, возможно, тоже не хочется с ними расставаться, но они хотят его порадовать.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?