Готовимся к школе дома

Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Конечно, это большой праздник в семье, но сколько еще всего впереди! И готовить ребенка к школе нужно уже сейчас, когда до школы остался год, ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился, но и сохранил свое здоровье. Ваша задача сейчас, в это последнее перед школой время, — облегчить первый, наиболее тяжелый этап школьной жизни ребенка. Вы должны за этот год воспитать у ребенка привычку выполнять те режимные моменты, которые составят его будущую школьную жизнь (уроки, продленный день, домашние задания, прогулки...). Занятия, отдых, игры, еда и сон будут чередоваться. Кстати, соблюдение режима поможет сформировать у ребенка выносливость, организованность, силу воли и аккуратность, не менее необходимые в будущей школьной жизни. Приучайте ребенка к новому режиму постепенно.

Если ваш ребенок посещает детский сад, то он уже привык к определенному распорядку дня: занятия, прогулки, дневной сон, питание — все это привычно и в определенное время. Детсадовцы уже многое умеют - самостоятельно умываться и чистить зубы, одеваться... Все это им очень пригодится в школе. "Домашнему" малышу будет сложнее приспособиться к будущему школьному режиму, если не приучить его к этому, заранее. Для примера возьмите организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в группе, не должен отсутствовать в его жизни и дома. Конечно, ребенок должен владеть основными, жизненно необходимыми навыками — самостоятельно есть, одеваться, умываться и чистить зубы. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок выглядел на фоне вполне самостоятельных одноклассников неловким "неумехой".

Шестилетний ребенок должен самостоятельно, без напоминания и контроля со стороны взрослых, умываться, причесываться пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком. Конечно, от вас потребовалась большая выдержка. Но ведь вы проявили терпение, и он, пусть сначала медленно и неумело, уже научился делать все сам. Зато когда он пойдет в школу, не возникнет такой ситуации, что все дети уже оделись на прогулку и ждут только вашего ребенка, а он медлит и никак не может одеться. Насмешки сверстников и неодобрение взрослых будут отягощать его и без того нелегкую жизнь первоклассника, излишне утомлять его и в результате могут даже отразиться на здоровье малыша. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы он привык в определенное время вставать и ложиться спать, обедать, завтракать и ужинать, играть и гулять.

Итак, малыш проснулся утром. Не заставляйте его вставать сразу, не дергайте, не торопите. Найдите время ласково поговорить с ребенком, пожелать ему доброго утра. А затем обязательно займитесь зарядкой. Лучше всего, если вы будете делать упражнения вместе, так веселей, к тому же лучшее воспитание личный пример. После утренней гимнастики — водные процедуры (умывание, душ) и, конечно, чистка зубов. Не правда ли, вы уже с раннего детства приучили своего ребенка к тому, что чистить зубы обязательно, и он, конечно, имеет свою маленькую мягкую зубную щетку... Не забывайте и про закаливание, поскольку оно наиболее эффективно предупреждает простуду. Пусть ребенок привыкает мыться холодной водой до пояса, последовательно понижая температуру, прекрасно, если он посещает бассейн.

Обязательно приучите ребенка завтракать, и когда он пойдет в школу, он не будет отказываться от завтрака, а следовательно, не будет сидеть на уроках голодным. А после завтрака организуйте занятия. Они должны быть короткими — 15—20 минут (большее время ребенку выдержать сложно). Главное, стремитесь к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно и сосредоточенно работать. Вы можете заниматься рисованием, лепкой, конструированием; важно, чтобы ребенок умел слушать взрослого, понимать вопросы, выполнять инструкции. Будьте внимательны и осторожны. Если спустя 10 минут ребенок уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает — немедленно прекратите урок, дайте ему отдохнуть. Найдите, чем развлечь малыша. Не стремитесь непременно отсидеть положенные 20 минут, чтобы не вызвать у малыша излишнее утомление, негативную реакцию и в итоге — упорное нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, постепенно он привыкнет к занятиям.

Прогулка — обязательная часть программы. Для шести-семилетних детей прогулка должна длиться от 3 до 3,5 часа в день. Самое главное — правильно организовать двигательную активность. Не забывайте, что маленькому ребенку труднее всего длительное время находиться в неподвижном положении. На прогулке научите его бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, играть в различные игры, организуйте небольшие спортивные состязания (кто лучше пройдет по скамейке, кто быстрее добежит до флажка, пролезет через обруч...). Это особенно важно для не очень ловких, неуклюжих детей, у которых плохо развиты моторные навыки. Очень часто родители и тем более бабушки и дедушки, опасаясь того, как бы с таким неловким ребенком чего-нибудь не случилось, щадят его, не пускают играть с другими детьми (чтобы никто не обидел), заставляют его спокойно играть в песочек, не разрешая ему бегать (а вдруг упадет!). Конечно, это большая ошибка. Наоборот, такие дети нуждаются в особом внимании, в специальных играх и упражнениях, развивающих ловкость и координацию движений.

Ваш ребенок должен привыкнуть к приему пищи в строго определенное время. Например, в 8 часов — завтрак, в 13 часов — обед, в 16 часов — полдник, в 19 часов — ужин (не позднее, чем за два часа до сна). Если у ребенка сформируется привычка есть в одни и те же часы, многие проблемы, связанные с плохим аппетитом, просто исчезнут! Необходимо также правильно организовать и обязательный дневной сон. Не забывайте, что ребенок 6—7 лет должен спать 11,5—12 часов в сутки, из которых 1,5—2 часа отведены дневному сну. Это лучший вид отдыха, он помогает снять нервное напряжение и снизить неблагоприятное влияние наиболее тяжелой для ребенка статической нагрузки (неподвижная поза). А в первом классе она будет очень большой. Поэтому обязательно выработайте у ребенка привычку спать после обеда. А если ваш ребенок не хочет спать (не привык, переутомился), предложите ему просто полежать, попросите его закрыть глазки и послушать интересную сказку...

Вечером старайтесь укладывать ребенка спать в строго определенное время — не позднее 21 часа. Позаботьтесь о том, чтобы после ужина малыш не перевозбуждался, не смотрел по телевизору страшные фильмы, исключите шумные игры, возможно, что потом, ночью, он будет просыпаться, плакать, а утром встанет не выспавшимся, капризным. Плохой, тревожный сон, недосыпание очень неблагоприятно сказываются на самочувствии ребенка. Поэтому, если вы видите, что ребенок перевозбужден, капризничает, погуляйте с ним спокойно перед сном 30—45 минут. Такие прогулки великолепно действуют на здоровье! И уж конечно, когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работали громко телевизор или радио, притушите свет, а если у вас гости, попросите их разговаривать потише.

Как наш ребенок будет чувствовать себя в школе? Готов ли он к школе? Этот вопрос волновал и будет волновать еще не одно поколение родителей... Психологи и педагоги подразумевают под словами "готовность к школе" вполне серьезное научное понятие. Это целый комплекс интеллектуальных, психических и физических свойств и, конечно, социальных и бытовых навыков.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ, ЭТО:

1. Способность сравнительно длительное время выполнять определенные задания. Важно, чтобы у малыша была развита мелкая моторика пальцев рук. Сейчас вы можете специально тренировать ее, понемногу занимаясь с ребенком письмом, рисованием, лепкой. Развивайте ребенку кисть руки, пусть он учится держать в руке карандаш.

2. Личностная готовность к школе. Хочет ли ваш ребенок в школу? Отсутствие этого стремления может привести к явному или до поры до времени скрытому нежеланию учиться.

3. Умение понять учебную задачу, уважительное отношение к требованиям учителя, произвольность действий. У детей, которые не способны относительно длительное время заниматься неинтересной для них работой, как правило, возникают проблемы с поведением и, как следствие, с успеваемостью.

4. Интеллектуальная готовность. Непременно научите ребенка читать до школы.

5. Определенный запас знаний, помогающих ориентироваться в окружающем мире. Если в начале учебы ребенку сопутствуют неудачи, у него появляется чувство скованности, ощущение своего несоответствия требованиям школы и надеждам семьи. Такой малыш, придя в первый класс, может поразительно легко подорвать веру в свои силы. А восстановить ее чрезвычайно трудно. Если ребенок начал смотреть на себя как на глупого, неспособного, невежественного человека, этот взгляд будет уже очень непросто изменить.

Попробуйте проанализировать развитие вашего ребенка при помощи различных тестов, созданных психологами.

ТЕСТ "ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?"

Ответьте на вопросы теста и за каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он узнает многие вещи и ему будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, рисовать или собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять по картинке рассказы, состоящие из пяти и более предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать несколько стихотворений наизусть?

7. Умеет ли ваш ребенок изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать целыми словами или хотя бы по слогам?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику рт. д.?

18. Понимает ли он и способен ли точно выполнять словесные инструкции?

Итак, вы набрали:

15-18 баллов - ваш ребенок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, он легко преодолеет.

10-14 баллов — вы на правильном пути, ваш ребенок уже многому научился, а направления дальнейшей подготовки вы прекрасно видите сами — это те самые вопросы, на которые вы ответили отрицательно.

9 и меньше — постарайтесь заниматься с ребенком побольше и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Вы можете обратиться к специальной литературе.

Не расстраивайтесь, если результаты этого теста не так высоки, как вам хотелось бы. Лучше с новыми силами принимайтесь за подготовку к школе. Подбирая занятия, обратите особое внимание на слабые места, которые, возможно, выявил тест. Вместе с ребенком двигайтесь вперед, к новым успехам! Предложите малышу выполнить три несложных задания. Они помогут вам проверить, насколько ваш ребенок овладел навыками, которые понадобятся ему в недалеком будущем. Предложите вашему ребенку (не важно, умеет он писать или еще нет) внимательно посмотреть на образец и рядом написать точно так же. Во время выполнения задания понаблюдайте за ребенком и отметьте:

- какой рукой он пишет;

- перекладывает ли карандаш из одной руки в другую;

- слишком ли часто он отвлекается и вертится по сторонам.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ РЕБЕНКА

7 баллов. Целиком скопирован образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Соблюдение горизонтальной линии и размер букв не учитываются.

3 балла. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. Можно понять хотя бы две буквы образца.

5 баллов. Нечто похожее на каракули.

Поставьте на листе бумаги несколько точек в определенном порядке. Дайте малышу задание нарисовать рядом такие же.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ РЕБЕНКА

7 баллjd. Почти совершенное копирование образца. Рисунок должен быть параллелен образцу. Уменьшение образца допустимо.

2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение более трех точек наполовину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу и не превышает его по ширине и длине более чем вдвое. Число точек не должно быть более 20.

4 балла. Рисунок не соответствует образцу. Размеры и число точек не учитываются.

5 баллов. Каракули.

Попросите своего ребенка нарисовать человека (именно мужскую фигуру) так, как он сумеет.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ РЕБЕНКА

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, руки и ноги. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы и уши. На лице — глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пальцами. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. На рисунке видно, что руки, ноги как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему. Более примитивный — аналитический способ рисования: сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Отсутствие таких деталей, как шея, волосы, один палец руки, но не часть лица, можно не учитывать, если фигура нарисована как в первом случае.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, руки и ноги, которые нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие волос, шеи, ушей, пальцев и ступней, одежды.

4 балла. Примитивное изображение человека. Руки и ноги нарисованы одной линией.

5 баллов. Головоножка.

Подсчитайте результаты трех заданий: от 3 до 6 баллов — развитие выше среднего; от 7 до 11 — среднее; от 12 до 15 — развитие ниже нормы.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?