Типы восприятия ребенка

Каждый человек познает мир, поглощая и используя различные виды информации. Психологи и педагоги часто выделяют три типа аудитории — визуальную, слуховую и тактильную, — в зависимости от того, как эта аудитория воспринимает информацию — глазами, ушами или посредством осязания. Так, есть люди, которые обладают особенно развитыми слуховыми или зрительными навыками, есть и другие, лучше чувствующие пространство и владеющие своим телом. Как правило, человек предпочитает один, вполне определенный и четко выраженный способ восприятия. Успешная учеба в школе, умение держаться в коллективе, ощущение себя цельной и счастливой личностью во многом зависит от того, насколько тип восприятия человека соответствует окружающему миру.

"Зрители" познают окружающий мир визуально, полагаясь прежде всего на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки предметов, они легко и быстро схватывают и запоминают движение, цвет, форму, размеры. Как правило, у таких людей очень хорошо развита мелкая моторика, отточены движения пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием складывают кубики, составляют пазлы, мозаики, лепят, вырезают — одним словом, выполняют все действия, связанные с работой глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. В более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео игры.

Зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители, кроме визуальных. Именно поэтому вам надо стараться развить у своего ребенка языковые навыки, коммуникабельность и общую физическую координацию. Если ваш ребенок — зритель, Особенно важно приучить его к порядку на рабочем месте, чтобы все необходимые предметы находились у него под рукой. Повесьте на стену различные обучающие картинки, например таблицу с алфавитом и т.д. Научите ребенка, как можно запомнить означаемые буквами знаки с помощью визуальных ассоциаций. Например; буква "Ж" похожа на жука, буква "Ф"— на фонарик. Можно обозначить буквы различными цветами. Посоветуйте ребенку изобразить на картинках математические задачки, а также научите его использовать разноцветные карточки при изучении различных предметов.

"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки и предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается прежде всего на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Малышей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Они любят слушать магнитофонные записи и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают большое удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

Основное внимание слушателей приковано к языку. И поэтому они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием. Вашему ребенку-слушателю будет легко учиться. Но ему особенно важно слышать от вас слова похвалы. Ему также полезно разговаривать с самим собой. Вы можете напомнить ему об этом, когда он будет учиться писать печатными буквами. Например, буква "К": "Ставлю длинную палочку, затем веду еще одну к середине, а затем такую же — из середины".

"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим способом), то есть - непосредственно прикасаясь к предметам или двигаясь. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много и активно двигаются сами, и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети, начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки На колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве деятели чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Они не могут долго концентрировать внимание на одном предмете и долго оставаться в покое. Стиль деятеля — активные игры на открытом пространстве! Бесстрашные и сильные деятели почти всегда завоевывают авторитет среди сверстников. Они часто бывают раздражительны и ранимы. Часто эмоционально неустойчивы — гнев и радость деятеля сменяются с пугающей быстротой. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия зрительному и слуховому может создавать некоторые трудности с языком и отставание в школе.

Если ваш ребенок — деятель, то старайтесь создать ему такое место для занятий, чтобы он смог свободно двигаться и часто менять позу. Движение необходимо ребенку этого типа. Например, можно написать задания на отдельных карточках и разложить их так, чтобы малыш прыгал от одной к другой и произносил вслух написанные на них примеры. Лучшая похвала для ребенка-деятеля — это объятие или похлопывание по спине. А награда - какое-нибудь лакомство или веселая и активная игра на свежем воздухе.

Чтобы адекватно и эффективно воспитать своего ребенка, вы сами, даже принадлежа к другому типу, должны уметь "разговаривать на его языке". Ведь если вы вот уже в тысячный раз повторяете своему ребенку-зрителю: "Пойди наведи порядок в своей комнате", может быть, он просто "не слышит" ваших слов. Покажите ему разбросанные по всей комнате игрушки и одежду, и, возможно, именно эта визуальная картина доведет до сознания ребенка ваши слова.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?