Как бороться с детскими страхами

Одна из сложностей этого периода — особый род детского эгоизма. Малыши в этом возрасте великолепно чувствуют чужие слабости и часто бывают беспощадны. Они еще не понимают, что испытывает, подвергаясь насмешкам, другой ребенок. Как правило, ребенок и не подозревает, какие последствия может иметь его поведение. Он еще не догадывается, что можно специально сделать другому больно. Если все это так или иначе относится к вашему ребенку, хорошенько подумайте, как правильнее реагировать на такое поведение.

Вся беда в том, что малыш пока не научился смотреть на мир глазами другого человека. Никакого злого умысла! Ваш ребенок говорит первое, что приходит ему в голову. Отсюда следует, что вы должны соответственно относиться к таким поступкам. Не ругайте и не наказывайте ребенка, он не поймет причины вполне понятной взрослому кары и не усвоит урока. Терпеливо объясните малышу, что некоторые вещи говорить людям нельзя. Воспитывайте чувство такта и деликатность.

Как правило, трехлетний или пятилетний ребенок бывает бестактен по отношению к более застенчивым и замкнутым детям или к малышам с какими-то физическими недостатками. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что чувствуют люди, которых он обижает. Что, если бы он сам оказался на их месте? Возможно, ребенок вспомнит, как кто-то обидел его. Расскажите ему, что физические недостатки отнюдь не говорят о неполноценности человека и, уж конечно, не повод для злословия. Объясните, что физически совершенных людей нет.

И еще — обязательно скажите ребенку, что, обижая других, он наживает себе врагов, вместо того, чтобы заводить друзей. Почаще разговаривайте с ребенком, пусть он рассказывает вам о своих переживаниях, воспоминаниях м чувствах, которые они вызывают. Психологи считают, что это делает малыша более внимательным и восприимчивым к чувствам других людей. Возможна и другая крайность — ваш ребенок стал жертвой постоянных насмешек со стороны других детей. Внимательно выслушайте ребенка, успокойте. Ребенок не должен чувствовать себя несчастным. Ни в коем случае никогда не утверждайте, что он несчастлив.

Наоборот, объясните ребенку, что все эти насмешки неумны и что очки или робость абсолютно не влияют на его реальные достоинства и способности. Обязательно убедите ребенка, что не стоит сердиться на обидчиков, вероятно, они еще совсем маленькие и не все понимают. Потом, когда они немного повзрослеют, они будут вести себя иначе. Укрепите в ребенке веру в собственные силы. Расскажите, какой он счастливчик. Пусть малыш перечислит все свои знания и умения, расскажет вам, какие качества в себе он ценит. Пусть ваш ребенок назовет имена людей, которые его любят.

И конечно, подскажите ребенку несколько вариантов остроумных ответов, при помощи которых он сможет отражать удары насмешников. Пусть эти ответы будут снисходительными и доброжелательными. Научите ребенка терпимо c юмором воспринимать неуместные шутки и, никого не задевая, уметь самостоятельно постоять за себя. Многие дети трех—пяти лет застенчивы. Но нужно уметь отличать, когда эта застенчивость в пределах естественной возрастной нормы, а когда она становится частью характера. Если ваш ребенок на любой вопрос постороннего взрослого реагирует очень напряженно, испытывает страх, то с такой застенчивостью нужно бороться. Ведь когда кроха пойдет в школу, то ему будет сложнее найти друзей среди сверстников, а за ответы на вопросы будут ставить оценки. Как приучить малыша не бояться быть в центре внимания?

Такому ребенку не хватает самоуважения, веры в себя. И поэтому не бойтесь перехвалить ребенка, ведь каждое одобрительное слово помогает ему поверить в собственные силы. Если вы будете навешивать на ребенка ярлыки, например, говорить при нем: "Он у нас такой застенчивый", то вы сослужите ему очень плохую службу. Вы "подрежете ему крылья" и отобьете у него всякое желание преодолеть робость. Пятилетний ребенок еще не может контролировать свои эмоции, как взрослый, поэтому будьте особенно деликатны со своим застенчивым ребенком. Итак, ему необходимо одобрение близких. Покажите ребенку, как вы уважаете его и его дела, избавьте его от страха, что он неинтересен взрослым, что им безразличны его проблемы. Станьте своему ребенку другом.

И в спокойной, доброжелательной обстановке ваш ребенок забудет о своих переживаниях и страхах и станет таким же жизнерадостным и веселым, как и другие, более общительные сверстники. Почаще приглашайте домой друзей, вместе ходите в гости к знакомым, у которых есть дети. Помогайте ребенку беседовать с малознакомыми или незнакомыми людьми — подбрасывайте в разговор темы, в которых, ребенок хорошо разбирается. Например, об излюбленных занятиях, коллекциях ребенка, любимых фильмах и мультфильмах. Прекрасно, если ваш ребенок научит всех новой игре. Вы увидите, как он забудет про свою робость, как загорятся его глаза, а речь станет быстрой, активной, веселой.

Особый случай — если в детском саду планируется утренник и вашему ребенку нужно будет выступать. Отрепетируйте с ним выступление, и пусть все члены вашей семьи будут зрительным залом, потому что так малышу будет гораздо легче привыкнуть находиться в центре внимания. Поиграйте в утренник с друзьями ребенка, пусть каждый из них придумает для себя выступление, а ваш ребенок просто лишний раз потренируется в игровой атмосфере. Поощряйте любые контакты и старайтесь, насколько это в ваших силах, чтобы общение ребенка с другими людьми было максимально эффективным.

Совершенно обычная проблема этого возраста - детские страхи. Малышу мерещатся ужасные монстры или злые ведьмы... Как избавить ребенка от страха темноты и чудовищ, от кошмаров и негативных мыслей? Прежде всего, создайте спокойную обстановку; ограничьте телевизор и видео, чтение страшных, - возбуждающих сказок. Подумайте, может быть, что-то изменить в детской комнате? Выключить свет, когда ребенок заснет; или все-таки оставить включенную лампу? Как ваш ребенок станет засыпать лучше? Благодаря своему богатому воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное может внезапно причинить им вред. Но можно специально прибегнуть к своей фантазии, чтобы победить эти страхи.

Пусть ваш ребенок представит себе что-то, чего он боится, скажем, темную комнату или собаку, и затем вообразит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и... И ничего ужасного не происходит! Он должен повторить это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет. Кстати, такой метод можно также успешно использовать и со старшими детьми, чьи страхи более реалистичны, например, боязнь перехода в другую школу или страх перед ролью в школьной пьесе. Если малыш в воображении проходит все ступени, как бы проигрывает все ситуации, то это придаст ему уверенности в тот момент, когда все произойдет на самом деле.

Ненавязчиво попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, а потом постарайтесь найти в изображении что-то карикатурное, смешное и вместе посмейтесь над ним. Можно разыграть сценки детских страхов с куклами, так чтобы в конце становилось понятно, что бояться-то было нечего и кукла переживала напрасно. После того как ваш ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, только делайте это очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок почувствовал себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Например, если ваш ребенок боится животных, пойдите с ним в зоомагазин, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.

Прекрасное средство борьбы со страхами, как реальными, так и воображаемыми, — подробная информация. Если ваш ребенок боится пауков или физических явлений, например грозы, вы можете прочитать ребенку о них. Этот метод очень эффективен. Вам нужно объяснить ребенку, что у него нет оснований бояться того, что наводит на него страх, Например, болезни или смерти: "Что случится, если я потеряю свою маму?" Когда ваш, ребенок выражает такие страхи, вы можете объяснить ему, насколько мала вероятность такого события. Кроме того, полезно убедить ребенка, что беспокоиться о таких вещах — это ваша забота, а не его.

Глубокое дыхание, мысленное представление какого-нибудь тихого, спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и избавиться от страха. Дети используют эти методы намного лучше чем взрослые. Пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, или что-нибудь другое, но обязательно спокойное и приятное. Когда приходит время ложиться спать, появляются ужасные ночные чудовища, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным, — дайте ему его собственный электрический фонарик. Даже если ребенок им не воспользуется, он будет знать, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время.

Иногда помогает чародейство, когда вы можете передать ребенку особую, магическую силу. Чтобы подбодрить ребенка, вы можете использовать, например, пульверизатор, содержащий обычную воду, смертельную для воображаемых чудовищ. Конечно, рассуждая логически, этого не следует делать, потому что, готовясь "изгонять" чудовище, вы признаете, что оно реально существует. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок считает вас всемогущими и думает, что "волшебная вода" — это мощное оружие. Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему особенно нравится, и назначить ее своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится. Расскажите, что ваш дом охраняют ангел-хранитель или добрые феи.

Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни ребенка. Возможно, что ночные страхи — это естественное вытеснение дневной агрессии. Поведение ребенка не поддается контролю днем, и именно поэтому ему нужна защита от чудовищ ночью. Такой малыш нуждается в лучшей организации жизни. Ему требуется большая дисциплина, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Контролируя поведение своего ребенка, вы поможете ему успокоиться и избавиться от этих страхов. Контролируйте, что смотрит ваш ребенок по телевизору. Следите, чтобы ваш ребенок не смотрел передач, в которых показывают сцены насилия и все, что может стимулировать его страхи. Пусть вечер перед сном будет для вашего ребенка особым и прекрасным временем.

Обменивайтесь впечатлениями о прошедшем дне, планами на будущее, рассказами о подружках и друзьях, новых играх. Почитайте ребенку хорошую сказку на ночь или еще лучше — придумайте сказку сами. Пусть в этой рассказанной ребенку на сон грядущий истории будет смелый герой — добрый и веселый, преодолевающий различные препятствия, и пусть малыш восхитится его храбростью и силой воли. Может быть, уходя, стоит оставлять ребенку включенный ночник. И не забудьте спеть малышу волшебную колыбельную. При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с вашим ребенком никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете к нему, более слабому, на помощь.

А когда вы будете выбирать в магазине сказки, фильмы или книги для ребенка, попробуйте представить, какое влияние на малыша окажет покупка. Маленькие дети очень остро воспринимают все, что им рассказывают взрослые. Рассказанное или прочитанное может очень глубоко проникнуть в подсознание и автоматически всплыть в определенной ситуации, например при наступлении темноты. Расскажите, как вы сами были таким же маленьким, как сражались со своим страхом и приказали себе не бояться. Как вас воспитывали ваши родители и помогло ли вам это в жизни. Сейчас это будет прекрасной поддержкой и живым уроком для ребенка. Нравственные привычки формируются именно в этом возрасте — от 4 до 6 лет: правда, это не означает, что они окончательно закрепились.

Четырехлетний ребенок уже имеет представление о личном пространстве, личной собственности и может различать "мое" и "не мое". Но малышу не всегда легко обуздать импульсивность своих желаний... Ваш ребенок приносит домой чужую игрушку и не хочет сказать вам, откуда она. Похоже, что он украл ее. Но не торопитесь наказывать ребенка. Единственный выход из этой ситуации — разобраться, что же в действительности произошло. Вариантов может быть множество. Возможно, малыш просто поменял чужую игрушку на свою. Такие обмены приняты среди детей, и если они договорились между собой, то в этом нет ничего предосудительного. Детям совершенно не важно, сколько стоит игрушка, они пока не имеют ясного представления о ценности некоторых вещей.

Возможно, что ребенок отобрал игрушку или взял ее тайно, без спросу. И тогда постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребенком и хозяином игрушки. Может быть, за этим проступком стоит желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Возможно, что злополучную игрушку ребенок принес из детской игровой комнаты, воплотив таким неудачным способом свою давнюю мечту. Важно, как вы обнаружили присутствие чужой вещи — случайно увидели ее среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло. Как сам ребенок относится к своему поступку — стыдится и раскаивается или считает, что все произошедшее — естественно? Если чувства вины нет, вы должны ясно дать понять, что недовольны его поведением и удивлены тем, как он мог поступить.

Ведь он уже взрослый и знает, "что такое хорошо и что такое плохо", и, конечно, такое больше не повторится. Если ребенок знает, что поступил неправильно, то не старайтесь усугублять его чувство вины, а расскажите ребенку, как переживает хозяин игрушки, и предложите вместе придумать, как без излишних унижений ее вернуть. Нередко именно страх признания и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, и он поступает еще хуже. Не допускайте, чтобы вашего ребенка судили публично, не настаивайте на демонстративных извинениях. Чтобы вернуть игрушку, организуйте встречу двух детей с глазу на глаз, когда может состояться передача игрушки. Пусть ваш ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже, если его товарищ захочет, взять ее на некоторое время домой.

Никогда не приклеивайте на ребенка ярлыки — "вор", "уголовник" и т.п. Не пророчьте ему "плохую дорожку" в жизни и т.д. Никогда не сравнивайте ребенка с кем бы то ни было. Говоря например: "Как я завидую другим бабушкам, которым не приходится стыдиться своих детей". Никогда не заставляйте ребенка отдавать свою лучшую игрушку "ради справедливости". Не обсуждайте вину — иначе ребенок будет утаивать от вас все проступки, которых стыдится, — и не вспоминайте об этом конкретном случае, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Давайте лучше подумаем о причинах воровства. Вы уверены, что ваш ребенок не подражает вам или другим членам семьи, которые не всегда различают свое и чужое? Проанализируйте свое поведение, а также поступки родителей и других взрослых, например, родителей друзей вашего ребенка.

Может быть, в их доме принято приносить с работы какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи и всем рассказывать об этом. Задумайтесь, а достаточно ли вы и родители внимательны к потребностям ребенка? Под удобным предлогом, может быть, в честь какого-нибудь праздника, подарите ребенку то, о чем он страстно мечтал. В этом возрасте случаи воровства не часты, но если такое все же произошло, первым делом выясните, зачем вашему ребенку понадобились деньги. Возможно, кто-то из старших ребят во дворе вымогает деньги у малыша. Это следует жестко и моментально пресечь, и эта задача по плечу только взрослому. Ваш ребенок не должен испытывать страха, давления, попадать в положение жертвы. В этом случае не осуждайте его слишком строго.

Возможно, ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, конфеты и т.д.) своим товарищам. Как правило, такие поступки — попытка завоевать авторитет, укрепить свое положение среди друзей. Объясните, что друзья, которых можно расположить подарком, не самая лучшая и надежная компания. Предложите своему ребенку другие способы повышения статуса — пригласите в гости его друзей, поиграйте со всей компанией и при этом обязательно покажите, насколько вы уважаете ребенка и считаетесь с ним. Если вы так и не поняли, для чего ребенку понадобились деньги, пусть он знает о том, как вы огорчились. Расскажите ребенку, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на все и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах, например; хотелось бы купить новую одежду, сходить в театр, но вы откладываете это до лучших времен.

Один из классических советов по воспитанию детей — старайтесь, чтобы в ваших отношениях преобладали только положительные эмоции. А у вас чаще обычного стало портиться настроение. Все валится из рук, вы раздражены и отовсюду ожидаете неудач. Даже то, что раньше не вызывало у вас никаких трудностей, может не получаться, а то, что было предметом гордости — вызывать разочарование. И если действительно случается что-то нехорошее, вы все чаще говорите: "Так я и знала!" Но стоп! Остановите ход своих мрачных мыслей на несколько минут задумайтесь о том, как вы влияете на ребенка. Ведь ваше настроение неосознанно, через эмоциональное "заражение" передается ему. Наиболее чувствительны в семье обычно дети. Они — естественные существа, они не склонны к рефлексии и в гораздо большей степени, чем взрослые, принадлежат к миру природы.

Дети еще не затронуты грехами рационализации и потому не выстраивают цепочек умозаключений — что происходит, почему и что будет потом, — но тяжелое настроение в семье ощущают сразу. Они реагируют на то, что в повседневном поведении взрослые иногда пропускают или не контролируют — жесты, интонации, выражение лица. Бабушки очень часто бывают эмоциональными лидерами, то есть людьми, определяющими настроение в семье. Конечно, вы не можете всегда быть веселы и жизнерадостны. Естественность и честность — тоже важная часть воспитания. Но вы все-таки можете улучшить микроклимат в семье, разобравшись в причинах своего недовольства жизнью. И если не устранить их, то хотя бы несколько изменить свою реакцию. Даже огорчаясь, вы можете вести себя осознанно, и конструктивно.

Прежде всего, попытайтесь проанализировать свое состояние. Спросите себя: "Что я ощущаю сейчас?" И найдите как можно больше ответов на этот простой вопрос, как можно больше точно выражающих ваши эмоции слов. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Поищите причины того, что происходит. Найдите момент, в который ваше хорошее настроение сменилось плохим. Попробуйте использовать различные техники психологической защиты от неприятных встреч, разговоров и прочих раздражающих факторов. Очень важно, чтобы вашу раздражительность или подавленность ребенок не относил к себе. И поэтому, даже переживая отрицательные эмоции, старайтесь их контролировать, иначе ребенок будет копировать ваше поведение, а не слушать проповеди и наставления. Ведь вы должны научить его контролировать свои чувства, а учиться он будет на вашем примере.

Постарайтесь показать крохе достойный пример того, как бороться с трудностями, ведь дурное настроение — тоже трудность, и немалая. Научите ребенка адекватно реагировать на различные проблемы. На доступном уровне объясните малышу, что таким образом он сумеет достичь в жизни большего. Учите малыша смотреть на все с оптимизмом и искать выход из любой ситуации. Сформулируйте ребенку определенные правила поведения, чтобы он знал, что вы от него ждете. Если малыш плохо себя ведет, дайте ему почувствовать последствия его поведения или предоставьте возможность исправить ошибку. Внимательно выслушивайте ребенка и доказывайте ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, прежде чем объяснять, почему нужно вести себя по-другому.

И конечно, всегда хвалите ребенка за примерное поведение, чтобы у него был стимул и дальше так себя вести и чтобы у него сложилось хорошее представление о самом себе. Позволяйте ребенку браться за новые, незнакомые ему дела, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Однако если возникнет необходимость, помогайте малышу успешно довести начатое дело до конца. Утешайте ребенка всегда, когда это требуется, и будьте с ним всегда вежливы, чтобы он научился вести себя так же с другими людьми. А чтобы ваш ребенок чувствовал себя нужным и полезным, с малых лет приучайте его помогать вам по дому. Кстати, общение с ребенком и сам воспитательный процесс — это прекрасный стимул для борьбы со своим дурным настроением. Вы отвлечетесь и посмотрите на свои горести немного под другим углом. В конце концов, так ли уж важно то, из-за чего вы переживаете? Ведь у вас есть семья, близкие и родные люди и маленький ребенок, которого вы очень любите...

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?