Как определить темперамент у ребенка

Знаете ли вы, какой темперамент у вашего ребенка? Ведь в зависимости от этого вы можете помочь ему легче адаптироваться к окружающей его действительности, лучше учиться В общаться с другими детьми. Как ваш ребенок работает и как справляется с трудностями, какой путь при этом выбирает, сосредоточен ли, как реагирует на замечания, поступки других, что делает, адекватно ли ведет себя в привычных и сложных ситуациях? Наблюдая даже за совсем маленькими детьми, можно определить их склонность к тому или иному темпераменту. Одни дети с рождения спокойны и могут часами возиться с игрушкой или книжкой, а другие и пяти минут не пробудут на одном месте. Медлительные флегматики более усидчивы, активные холерики — менее. И с этим приходится считаться.

Познакомившись с характеристиками типов темперамента, вы наверное, легко узнаете своего ребенка. Но скорее всего, ваш ребенок соответствует сразу двум определениям. Это неудивительно. Чаще всего у человека сочетаются разные черты, хотя преобладает какой-нибудь один тип, имеющий свои положительные и отрицательные стороны. Есть определенная опасность развития нежелательных свойств темперамента: у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника — распыленности. Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, смягчать отрицательные.

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный. Быстро, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, энергичный, легко преодолевает трудности и находит общий язык с окружающими, часто претендует на лидерство. Оптимист, однако поддается внушению и может попасть под не желательное влияние. Если занятие ему нравится, он работает быстро и увлеченно. В противном случае относится к делу безразлично, становится скучным и вялым. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку.

Воспитывая ребенка-сангвиника, приучайте его доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на то, как выполняются порученные дела. Не допускайте поверхностности; небрежности, чаще контролируйте поступки и действия ребенка. Для сангвиника важен общий успех, который может быть даже не связан с конкретным заданием. Если все складывается неплохо, он сравнительно легко переживает неудачи. Вам придется проявлять строгость и требовательность, контролировать все его действия и поступки, потому что такие черты, как собранность и аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом. Ваша задача — научить ребенка доводить начатое дело до конца: привычка за все браться и ничего не завершать может стать отрицательной чертой его характера.

Флегматик

Внешне весьма инертен. Реагирует на все медленно, спокойно, не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям, его часто приходится поторапливать. В то же время в работе может быть весьма упорным, способен даже проявлять упрямство. Обладает чувством ответственности, быстро приучается к самодисциплине. Старается не проявлять своих эмоций. Такого ребенка трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все вокруг смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым, точно также, когда речь идет о неприятностях. На лице его не прочтешь тех чувств, которые он испытывает. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, но с трудом переключает внимание с одного вида работы на другой, тяжело приспосабливается к новой обстановке.

Флегматикам надо помочь стать постепенно чуть-чуть подвижнее и расторопнее. Следите, чтобы природная вялость и малоподвижный образ жизни не привел бы к лености. Доброжелательное отношение к такому ребенку родственников, родителей, учителей просто необходимы. Он может легко и безболезненно переносить неудачи, если уверен, что взрослые любят его по-прежнему, вне зависимости от результата. Не заставляйте ребенка делать несколько дел одновременно, так он не справится ни с одним. Ему важно, как, когда, в какой последовательности выполнять задания. Иначе может возникнуть нервозность.

Воспитывая флегматика, не спешите, никогда не подгоняйте его. Иначе у малыша может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего, что связано со словом "быстро". Лучше создайте ситуацию, когда ребенок сам попытается стать порасторопней (это могут быть, например, игры, соревнования). Не забывайте хвалить ребенка за малейшие успехи. Такие дети обычно предпочитают спокойные занятия. Взрослым это удобно, а малышам вредно. Им необходимы гимнастика, подвижные игры.

Холерик

Отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив, несдержан. Склонен к резким сменам настроения, болезненно реагирует на замечания, может вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. При выполнении работы нетерпелив, стремится к лидерству, нередко бывает упрям, готов во что бы то ни стало отстаивать свою независимость. С трудом переносит бездействие, не любит выполнять однообразную работу.

Если ваш ребенок холерик: быстрый, активный, подвижный, не стоит постоянно твердить ему: "Не бегай", "Посиди спокойно", читать нотации. Важнее найти с ним компромисс: ребенок легко возбуждается, очень обидчив, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае не наказывайте маленького холерика — окрики, шлепки только способствуют перевозбуждению. Говорите требовательно, но без угроз. Как это ни кажется странным, такой малыш нуждается в особо щадящем режиме.

Направьте его энергию на полезные дела, исключите те ситуации, которые могут вызвать перевозбуждение, подберите ребенку такие занятия, которые учат сдержанности, сосредоточенности. Реакция вашего ребенка во многом зависит от того, в какой форме предъявляются требования: доброжелательно, спокойно, доверительно или грубо, резко, с раздражением, насмешливо. Последнее неприемлемо для малыша, он не воспримет подобные замечания.

Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех. Он улучшит настроение ребенка, и таким образом стимулирует преодоление трудностей.

Меланхолик

Медленно адаптируется к новым условиям, пассивен, сильно переживает неудачи и жизненные невзгоды, легко раним и обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Редко смеется во весь голос. Неуверен в себе, робок, быстро устает. Даже незначительные трудности способны лишить его уверенности.
Меланхолики нуждаются в особом внимании. С одной стороны, следует считаться с ранимостью их психики, с другой — надо помочь ребенку преодолеть возникающие на этой основе застенчивость, замкнутость, робость.

Проявите терпение, развивая у ребенка смелость, находчивость, уверенность в себе, чаще хвалите. Меланхолики менее всего подготовлены к восприятию требований взрослых. Плохо адаптируясь к окружающей действительности, они в большинстве случаев охотно реагируют на те требования, которые совпадают с их интересами или привычками; поскольку их выполнение помогает таким детям выразить себя и утвердиться в себе. Замечания воспринимаются ими довольно скептически. Поэтому взрослым при общении с меланхоликами необходимо предварительно, мотивировать свои требования, объяснять их значимость.

В воспитании ребенка-меланхолика важнее всего соблюдать принцип постепенности. Надо приучать его не бояться шума, спокойно общаться с новыми людьми. Не стоит лишний раз подчеркивать недостатки крохи — это может вызвать слезы, замкнутость, чувство тревоги. Помогайте своему ребенку и всегда старайтесь учитывать особенности темперамента, превращая его недостатки в достоинства.


 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?