Как вести себя с двухлетним ребенком

Двухлетние малыши часто требуют повышенного внимания. У них сейчас сложный период. Очень важно настроить себя на спокойное поведение. Будьте уравновешенны сами и создавайте атмосферу любви и спокойствия вокруг малыша. Ограничьте телевизор и видео, больше гуляйте и общайтесь с ребенком. Сделайте так, чтобы обязательные процедуры и действия - сон, еда, купание — воспринимались ребенком как незыблемые и естественные, без которых никак нельзя обойтись. Просто старайтесь разумно сочетать полезное с приятным — еду и купание с игрой, сон — с вечерними сказками и т.д. Пусть все запреты будут сведены к естественному минимуму, которого требует безопасность, самого малыша и окружающих: "Нельзя стягивать за шнур лампу", "Нельзя включать газ", "Нельзя вылезать из окна" и т.д.

Подумайте, по каким поводам чаще всего вспыхивают скандалы. Попробуйте избежать самых распространенных поводов, убрав из поля зрения ребенка возможное "яблоко раздора" или переключая внимание малыша в некоторых, особенно "опасных", ситуациях. Например, если к вам приходят гости с детьми — пусть игрушек будет побольше, чтобы хватило на всех и малышу не пришлось делиться своими, для него это пока в некотором роде "героический" поступок. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался, организуйте его времяпрепровождение так, чтобы шумные и активные занятия сочетались со спокойными играми и чтением. Деликатно вмешайтесь в игру, если ребенок не может справиться без вашей помощи. Незаметно помогите ему — так вы устраните множество поводов для огорчения.

Лучший способ — не реагировать никак. Не успокаивайте и уж тем более никогда не наказывайте ребенка и не кричите на него. Никакие наказания не подействуют — двухлетки еще не способны связать свои поступки и их последствия. Ребенок бьется в истерике — не покидайте его, не выходите из комнаты. Сядьте рядом с ним, насколько возможно, попытайтесь расслабиться. Обязательно сохраняйте самообладание. Ждите, пока истерика кончится сама, а кончится она, поверьте, очень скоро. Злость двухлетнего малыша иррациональна, ее нельзя устранить обычными педагогическими приемами, она всегда "отступает" сама. Ребенок еще не может контролировать эмоции и даже сам пугается своей ярости. Если вы будете рядом, малышу будет спокойнее.

А потом, когда ребенок придет в себя, очень мягко и осторожно попробуйте поговорить с ним. Конечно, пока, в два года, еще не пришло время разумных аргументов. И все же объясните ему, что произошло. Пусть ваш ребенок поймет, что, даже не одобряя его поведение, вы сочувствуете ему и любите его. Правда, в некоторых случаях, когда вы чувствуете, что причина слишком сложна для понимания вашего ребенка, оставьте происшедшее без комментария и ведите себя так, как будто ничего не случилось. Возможно, что на кроху подействует именно это. Чтобы правильно вести себя с ребенком, не подавляя и не унижая его, давайте попробуем разобраться, что с ним сейчас происходит.

Ребенок начинает осознавать себя как личность. Именно поэтому ключевая фраза этого возраста: "Я сам!". ребенок упорно отказывается от вашей помощи. И это самоутверждение часто воспринимается и действительно перерастает в упрямство. Ребенок открывает себя как самостоятельную личность, но... в силу своих возможностей все равно не может обходиться без взрослых которые рядом с ним. И за это он сердится на бабушек и родителей и по-своему "мстит" — слезами, истериками, капризами. Опека, к которой до трехлетнего возраста уже успел привыкнуть малыш, вдруг в какой-то момент становится преградой для его личностного роста.

Ваш ребенок переживает "первую любовь к себе" - восторгается самим собой, осознанием того, что он уже "все может сам". Малыш очень огорчается, если этого нз понимают взрослые. Он чувствует свою ценность для других и стремится хоть в чем-то стать первым. Ребенок проецирует на себя отношение взрослых (и чем больше они не замечают того, что хочет продемонстрировать ребенок — всевозможных проявлений его самостоятельности, тем больше он будет ее отстаивать). Говоря в очередной раз "нет", ваш ребенок, возможно, подражает вам. Понимаете, он чувствует себя самостоятельным и начинает воспитывать вас! Для двухлетнего малыша игра — это главная возможность узнать мир. Это школа жизни. Играя, ребенок развивает свои способности и осваивает вполне взрослые навыки.

Самые простые и любимые детские игры — "Сорока-белобока", "Поймай пальчик" (кроха водит пальчиком по вашей ладони, а вы быстро закрываете ее), "Вот идет человечек" (ваши пальцы медленно "идут" от ладошки малыша до подмышки, а потом вы, ко всеобщему удовольствию, щекочете ребенка), "Стенка, стенка, потолок, два окошка... и звонок" (и дотрагиваетесь до носика малыша) — в действительности не только приятны, но и очень полезны. Одновременно расслабляя, они развивают внимание, к тому же ребенок ждет уже знакомую "развязку" и, как это ни парадоксально, учится самому процессу игры! А это, согласитесь, — великое дело! Вы можете играть с ребенком всюду и везде. Ведь существует масса спокойных игр. Например, когда вы сидите в очереди к врачу, а ребенок шалит и откровенно отказывается вам подчиниться и тихонько посидеть рядом или вы едете в транспорте и сталкиваетесь с аналогичной ситуацией. Вам надо срочно успокоить ребенка. Предложите ему поиграть во что-нибудь особенное. Поиграйте, например, в эти игры...

Игры с пальцами. Эта игра очень проста. Для нее вам потребуется всего лишь шариковая ручка. Нарисуйте на пальчиках ребенка разные рожицы — вот вам и замечательная игрушка. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. (Начинаем с большого пальца.) Вашего ребенка, безусловно, развлечет такая "семейка". Наверняка кроха начнет предлагать свои персонажи для рисования, это могут быть люди, звери, деревья, цветы. Одним словом, дайте волю своей фантазии и фантазии ребенка. Кстати, пальцы могут быть отличными актерами. Придя домой, вы можете смастерить "костюмы" разных сказочных персонажей для пальцев и вместе с ребенком разыграть целую пьесу. (Сюжетом может быть сказка типа "Курочки Рябы" или ваше собственное творение. Вы можете сочинить историю вместе с ребенком.) Помимо всего прочего, такие игры развивают пальцевую моторику, речь и фантазию.

Вы помните, как играли с ребенком в игры, развивающие доверие? Некоторые из таких игр адресованы детям постарше, уже умеющим ходить. Поставьте ребенка на стул, диван или даже на стол, протяните ему навстречу руки: "Раз, два, три, парашютик, лети!" Кроха прыгает, а вы его подхватываете. Только следите за тем, чтобы малыш не играл в эту игру один. Бабушка скрещивает свои руки с руками дедушки так, чтобы вышло сиденье, вы сажаете кроху на кресло — и в путь! Осторожно держа ребенка над мягким диваном или кроватью, ослабьте руки, а затем соедините их крепко вновь со словами; "Сломалось креслице, починим креслице". Эта игра дает ребенку чувство защищенности двумя любящими его людьми и вместе с тем развивает у взрослых чувство общности с крохой и друг с другом.

Завяжите ребенку глаза, и пусть взрослые поочередно погладят его по головке, попросите угадать - кто это был. На втором году жизни взрослый ласково гладит ребенка и ласково разговаривает с ним, напевает или говорит какую-нибудь детскую потешку. На третьем году жизни эта игра может быть усложнена — вы можете петь "не своим голосом". Можно использовать куплеты песен из знакомых детских сказок. Например, спеть крохе песенку лисицы из сказки "Петушок — золотой гребешок". Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко. Другой взрослый может обратиться к ребёнку голосом козы из сказки "Волк и козлята". Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Или же голосом волка.

После каждого угадывания снимите повязку и порадуйтесь вместе с малышом как здорово он всех отгадал. Прекрасно, если к игре присоединятся и старшие дети. Завяжите ребенку глаза и поводите его по комнате, спрашивая: где мы? Помогите ему нащупать наиболее примечательные предметы - подушку, кровать, игрушки в игровом уголке, край стола и прочее. В качестве усложнения можно поменяться ролями и попросить ребенка провести вас по комнате с завязанными глазами, объяснив ему, что он должен вести вас так, чтобы вы не столкнулись с какими-нибудь препятствиями, не ушиблись, не упали. После игры обязательно обменяйтесь впечатлениями, расскажите ребенку, как спокойно вы себя чувствовали, как вы были уверены, что он правильно выберет дорогу, как вам было интересно ходить с завязанными глазами.

Начиная новую игру или предлагая ребенку новую игрушку, всегда объясняйте правила и обязательно показывайте, как можно играть. Поиграйте с малышом, демонстрируя ему возможности игры, а потом, когда он освоится и будет с удовольствием играть сам, вы потихоньку можете заняться своими делами. Чтобы заинтересовать ребенка, обязательно объясните, что и зачем вы делаете. ребенок может не так быстро понимать вас, как вам бы этого хотелось. Проявите терпение и покажите карапузу все еще разок. Очень важно, чтобы малыш услышал от вас слова одобрения. Конечно, играть с годовалым ребенком очень непросто, но приготовьтесь и к тому, что вы получите массу радости и удовольствия.

В этом возрасте малыши очень легко отвлекаются. По мнению психологов, большинство детей в возрасте от 1 года до 3 лет будут спокойны и внимательны, если игры или занятия длятся до 10—15 минут. На это время ваш ребенок может прекрасно сконцентрировать внимание, но потом он бросает одну игрушку и опять ищет новый объект. Так происходит от недостатка информации, а не терпения. Кроха пытается разобраться в той или иной вещи, и, когда ему не удается выяснить ее назначение и свойства, он теряет к ней интерес. Привычные бытовые предметы непонятны малышу точно так же, как иному взрослому теория относительности или природа атома. Любая игра для годовалого или двухлетнего ребенка — обучение, то есть очень серьезная работа. Поэтому пусть малыш всегда сам определяет, когда закончить игру; сделать передышку или просто заняться чем-то другим. Это правило — обязательно.

Выбирая игрушки для ребенка, не забудьте о рекомендациях детских психологов. Итак, главный принцип — соответствие возрасту. Ваш ребенок уже умеет ходить, лазать, бегать, все более ловко владеет руками. В этом возрасте ребенку очень нравится строить, поэтому обязательно купите ему стройматериалы: какое удовольствие ставить кубики один на другой и с замиранием ждать, упадет или нет! Не забудьте о вращающихся игрушках типа волчка. Научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать, тянуть, возить — это время, когда он с радостью сядет в машину без педалей или на лошадку на колесиках и будет перемещаться, передвигая ножками. Купите ребенку тележку на веревочке или с ручкой — малыш сможет постоянно загружать, разгружать и возить ее за собой.

В этом возрасте дети начинают рисовать — не забудьте приобрести мел, цветные карандаши. Для ребенка громадное удовольствие попробовать свои силы в качестве художника, а для вас это несколько минут покоя!. И еще один совет — возьмите большую коробку и сложите в нее маленькие кастрюльки, деревянные ложки, коробочки и куски ткани и т.д. Для юного исследователя это настоящая находка! Очень полезны игрушки на развитие ловкости рук, например формочки разной величины и цвета, чтобы вставлять друг в друга. Покупайте музыкальные инструменты: барабаны, детское пианино, музыкальную юлу и др. В этом возрасте дети с удовольствием играют в песочнице, а значит, вам будет нужно позаботиться обо всем необходимом: лопатка, грабли, совок, формочки, ведерко и т.д.

Конечно же у вашего ребенка должны быть книги с яркими картинками. И еще один совет — юный исследователь все чаще повторяет действия взрослых, поэтому покупайте ему ситуативные игрушки — самолеты, машины, домики, гаражи и т.д. Невероятно, но факт: простые игрушки приносят ребенку больше радости, чем сложные. Игрушки и игры, доступные восприятию малыша, привлекают его внимание надолго. Они интереснее, потому что он может в полной мере ими воспользоваться. Например, потрясти и послушать, какой звук издает погремушка, пощупать ее, полюбоваться ее формой и красивым цветом крохе интереснее, чем играть с детской железной дорогой. С погремушкой годовалый малыш будет играть дольше и соответственно с большим удовольствием и пользой. Малыш запомнит свои впечатления и в следующий раз, исследуя другие погремушки, узнает в них сам предмет и будет искать черты сходства и отличия. Так, помимо прочего, будут закладываться основы логического мышления.

Игрушек не должно быть слишком много — крохе сложно сконцентрироваться на чем-то одном, его внимание рассеивается. Убирайте из поля зрения ребенка машинки и куклы, с которыми он перестал играть. Старайтесь предлагать ему только одну игрушку. Позаботьтесь и о том, чтобы множество игрушек ребенка не стояли на самом виду. Пусть у них будет особое место — ящик или шкаф, кстати, впоследствии это еще и поможет постепенно приучать малыша к порядку. Желательно, чтобы игрушки были прочными и моющимися. Познавательной игрушкой для вашего ребенка может стать любой простой предмет — погремушка, цветное колечко, который можно рассмотреть, пощупать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, — иными словами, пригодный для всестороннего исследования.

Прекрасной игрушкой будет небольшой предмет, который ребенок, не рискуя здоровьем, может случайно проглотить, например, маленький кусочек хлеба. Его малышу будет не так просто взять в руки, и это будет неплохой школой концентрации внимания. Чудесные функциональные игрушки — яркие пластиковые кубики и пирамидки, самые примитивные конструкторы и мозаики. Игры со всеми этими игрушками не только научат кроху направлять и удерживать внимание, но и будут полезны для развития, других способностей. Начните сами постройку из кубиков, скажите ребенку, что именно вы вместе с ним собираетесь строить, покажите ему, как это сделать. Эта игра развивает координацию движений, тонкую моторику пальцев, малыш получает представление о геометрических формах и размерах фигур.

Предложите ребенку (и обязательно на примере) поиграть с детальками несложной мозаики — сначала просто так, без всякой системы, потом располагая их по одной линии, потом через определенный интервал или выбирая определенные цвета. Эта игра развивает тонкую моторику пальцев, глазомер, логические способности. Вдобавок малыш быстрее запомнит сами цвета и их названия. Главное — позаботьтесь о безопасности, зорко следите, чтобы малыш не тащил в рот особенно приглянувшиеся детальки. Вырезав из листа цветной бумаги разные геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб), наклейте этот лист на белую бумагу. Предложите ребенку разложить фигурки так, чтобы они полностью закрыли белые "окошки". Не просите малыша запоминать названия фигур, пусть он научится зрительно различать формы предметов и освоит навыки элементарного анализа, позволяющие сопоставить форму "окошка" и той геометрической фигуры, которую он в это "окошко" вставляет.

Разрежьте на несколько частей простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых вашему ребенку предметов так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целого. Предложите ребенку собрать разрезанную картинку. Сперва лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей (фигурку человека лучше разрезать поперек, разделив ее на верхнюю и нижнюю части: малышу легче соединить голову и ноги, чем левую и правую части тела). Вскоре малыш будет играть охотно и самостоятельно. Позже предложите ему паззлы — кубики с наклеенными картинками.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?