Ребенок пытается делать все сам

От опыта первых шагов зависит отношение вашего ребенка к жизни, то, как он будет вести себя в различных обстоятельствах, как он будет относиться к собственным поражениям и победам. Ребенок на практике учится пробовать свои силы, оценивать свои возможности. Не забывайте, что, хотя ваш ребенок еще очень мал, он уже — личность.

И поэтому на тех, кто сейчас находится рядом с ребенком, лежит очень большая ответственность. Бабушки и дедушки зачастую склонны проявлять излишнюю опеку, ведь первые шаги ребенка всегда великое событие в семье. Но подумайте о том, как отразится эта нездоровая забота и опека на характере ребенка. Конечно, взрослые должны внимательно следить за шагами малыша, едва вставшего на ноги. Конечно, ребенок будет падать, и падать не раз и не два. Конечно, падения бывают очень серьезными. Но вот нужно ли бросаться к малышу с причитаниями и утешениями всякий раз после того, как он упал? Безусловно, нет. Ведь ваша паника и тревога передадутся и ему. Пусть ваша реакция будет иной — подбодрите ребенка улыбкой и добрыми словами, порадуйтесь вместе его пусть маленьким, но все же очень важным достижениям.

Вы должны создать радостную и даже несколько спортивную атмосферу; ведь каждое падение — прекрасный повод оглянуться на достигнутое. Малыши инстинктивно ищут сочувствия и опеки, и вы сами хорошо знаете, что иногда в ответ на неожиданную ситуацию ребенок на несколько секунд задумывается, как отреагировать — заплакать или нет. И если вы будете ловить такие моменты, и поддерживать ребенка шуткой или дружеской улыбкой, вы научите его очень многому — мужеству и умению двигаться дальше, невзирая на неудачи. Вы должны преподать крохе урок, как вести себя в трудных ситуациях. А случай, когда малыш действительно сильно ушибся или испугался, то есть когда нужна ваша помощь иного рода, вы всегда безошибочно распознаете. И тогда, конечно, приласкаете и утешите ребенка и в полной мере проявите ваше сочувствие.

Конечно, совсем не случайно ребенок учится ходить в том возрасте, когда начинает чувствовать себя личностью. Маленький человек инстинктивно стремится к самостоятельности и независимости, и это желание естественно. Для трехлетнего ребенка навыки самообслуживания — фундаментальный опыт, от которого во многом зависит его самоуважение, и то, как он ощущает себя в мире. Одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, открывать дверь, достать еду из холодильника — все это очень важные вещи, и на них базируется независимость маленькой личности. Три года — тот возраст, когда ребенок стремится и готов осваивать эти навыки. Взрослому человеку, наблюдающему за далеко не всегда успешными попытками ребенка, не так-то просто выдержать это обучение. Но не откладывайте освоение этого жизненно важного мастерства. Учиться надо вовремя.

Конечно, и вам пора привыкать к тому, что он взрослеет, а значит, от вас потребуется очень многое. Воспитание самостоятельности — вопрос очень важный и сложный. Главное — старайтесь никогда не проявлять нетерпения. Не торопитесь. Все время, затраченное на освоение основ самообслуживания, не лишнее и не потерянное. Это очень серьезное дело вашего ребенка и уж никак не менее важное, чем еда, сон или прогулка. Однако старшие не всегда отдают себе в этом отчет. Конечно, взрослому куда проще и быстрее самому одеть, умыть и накормить ребенка. Мы вечно опаздываем и торопимся и, конечно, не всегда находим время подождать, когда малыш справится с застежками или шнурками. Но представьте себе, каким вырастет ребенок, привыкший, что все за него делают другие?

Как только ваш ребенок сможет что-то сделать сам, перестаньте делать это за него, дайте ему шанс научиться. Любой ребенок хочет стать самостоятельным. Если вы имеете возможность сидеть с ребенком дома, то вам значительно проще. Вы можете спокойно учить ребенка, не торопиться и ждать, пока он научится делать все без посторонней помощи и быстро. Ребенок гордится собой, когда научился делать что-нибудь самостоятельно, пусть это чувство сохранится у него и во взрослой жизни. Бывают ситуации, когда время на сборы или что-то иное ограничено, и тогда лучше сразу возьмите инициативу в свои руки. Отвлеките малыша и обязательно объясните, куда и зачем вы спешите. Но такие случаи должны быть исключением. Пообещайте крохе, что в другой раз он сможет все сделать сам.

Никогда не перехватывайте инициативу, если разрешили ребенку обойтись без вашей помощи. Даже если вы опаздываете и нервничаете из-за того, что он долго возится, никогда не упрекайте его. Вы ведь сами позволили ему попрактиковаться; и если теперь, пусть однажды, вы отберете у него эту возможность, вы совершите непоправимую педагогическую ошибку. Ее последствия для ребенка — утрата веры в себя и свои способности справиться с непростой задачей.

РУГАТЬ РЕБЕНКА, ОСВАИВАЮЩЕГО ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ НАВЫКИ, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ТОЛЬКО ХВАЛИТЕ!

Превращайте критику в игру. Скажите ребенку, перепутавшему правый и левый ботинок: "Почему твои ботинки поссорились и не смотрят друг на друга?" Предложите помирить их. Некоторые оплошности лучше просто не заметить, а невзначай, незаметно для малыша исправить. И если ребенок столкнулся с очередной непреодолимой преградой, например соединением разъемной молнии, не говорите ему: "Давай сделаю я". Скажите: "Я знаю, что это трудно. Давай я начну, а Ты мне поможешь". Вас ждет долгий и многодневный воспитательный труд, ведь ваша поддержка будет нужна ребенку постоянно. Придется проявить не только твердость и терпение, но и известную гибкость. Разочарования и слезы неизбежны. Хотя бы после того, как малыш попросит вас научить его делать что-то, что он пока не в состоянии освоить, например, пользоваться стиральной машиной или кофемолкой.

Старайтесь сразу найти для ребенка увлекательное альтернативное занятие. А если не удастся его отвлечь — не ругайте, а утешьте малыша. Он ведь не виноват, что еще маленький. И еще один важный момент: если он когда-нибудь попросит вас сделать что-нибудь, что уже неплохо делает сам, — пойдите ему навстречу. С вашей поддержкой ему будет легче учиться дальше. На первых порах не учите ребенка правилам поведения за столом. Пока для него это "высший пилотаж". Пусть он пока ест ложкой и руками, но тем не менее он должен видеть, как надо есть правильно. Пусть за семейным обедом взрослые покажут пример, и тогда со временем он усвоит некоторые правила поведения за столом. Приучая ребенка к ложке, начинайте давать еду, с которой малыш в состоянии справиться самостоятельно, — густую кашу или пюре, хорошо прилипающие к ложке.

Разрешайте неопытному еще малышу есть руками то, что неудобно брать ложкой, — макароны, кусочки овощей и фруктов, сосиску или горошек. Иначе, теряя по дороге содержимое ложки, он может остаться голодным и огорченным своими неудачными попытками. Иногда можно пообедать и двумя ложками. Пока малыш орудует одной, кормите его с помощью другой, Этот прием словно придуман специально для супов — пока особенно сложного вида пищи. Для многих детей процесс самостоятельной еды становится увлекательной и захватывающей игрой. Малыш роняет посуду и ложку, разливает сок, то есть много узнаёт о свойствах вещей. И поэтому не задавайте ребенку вопросов типа: "Ты собираешься есть или играть?" Для малыша это сейчас одно и то же.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?