Как правильно начинать учить ребенка читать

По мнению многих психологов, слишком раннее (до трех лет) обучение чтению может отрицательно отразиться на развитии ребенка. Самый лучший возраст для того, чтобы начать учить ребенка чтению — 4 или 5 лет, но только при условии, что он научился хорошо говорить. Конечно, малыш еще не строит фразы, как взрослый, возможно, что еще не все звуки он произносит как следует, не выговаривает длинные сложные слова и иногда не согласовывает падежи. Но тем не менее ваш ребенок уже готов к обучению.

Если же ребенок заговорил довольно поздно — годам к трем — или до сих пор имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, говорит короткими предложениями и вообще не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам — лучше не спешите с обучением чтению. Работайте над речью.

Главный принцип обучения — от звука к букве. Буква — это знак звука. Знакомство с самим знаком буквы бессмысленно, если ваш ребенок не знает, что он обозначает. Для того чтобы научиться читать и писать, малыш должен открыть для себя, что любое слово состоит из звуков, а уже потом разобраться, как звук относится к букве.

Звуковой период обучения должен длиться 3 — 4 месяца. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий. Но пусть обучение проходит в форме игры, не ставьте ребенку оценки за успеваемость. Постарайтесь сделать так, чтобы малышу понравилось разучивать звуки и буквы. И если вам удается удерживать тему игры 10—15 минут, это свидетельствует об эффективности ваших педагогических усилий.

Вы спрашиваете ребенка:

— Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать так же — ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖи-вешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным".

Для протягивания звука "В" можно разыграть встречу двух машин.

— Я В В Вожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование, кто лучше заВВВодится. ВВВ...

Играя в "разговор двух пароходов", ребенок научится протягивать звук "У". Акцентируя в словах звуки "Ш" и "С", предложите малышу поговорить, как змеи.

Когда ребенок научится протягивать, усиливать, пропевать отдельные звуки в словах, усложните задачу:

С какого звука начинается слово "муха"? Протяни этот звук. А есть "М" в слове "дом"? В слове "стена"? Какие ты еще можешь назвать слова.на звук М?

Разложите на "прилавке" всевозможные вещи: игрушки, книжки, ластики, пуговицы и т.д. "Продавец" — взрослый. Ребенок приводит в магазин покупателей: кукол и игрушечных зверей. Каждый покупатель выбирает себе товар. Но продавец отдает товар лишь в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Естественно, что за кукол и зверей отвечает ваш ребенок. Если он затрудняется с ответом, придите ему на помощь.

Можно поменяться ролями с малышом — пусть он побудет "продавцом". А вы, называя первый звук в слове, умышленно ошибайтесь. Очень важно, если ребенок сам заметит и поправит вашу ошибку.

игра в доктора звукова

— Я доктор Звуков, — объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или что-нибудь подобное. — Если твои куклы не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Маша,— обращаетесь вы к кукле, — скажи: "На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад".: И картавите за Машу: "На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад". Ваша дочка не выговаривает "Р". Я назначаю ей лекарство: назвать десять слов, на "Р" начинающихся, и пять слов, на "Р" заканчивающихся.

Вы сможете подсказывать слова сами или прислать "медсестру". Ребенок (в роли медсестры) отвечает за Машу, и она постепенно выздоравливает. Играйте в эту игру только при условии, что ваш ребенок сам не картавит.

Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете малышу, что в доме живут имена. В каждой квартирке — по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: "Это звук. Позови его спать". Малыш зовет: "К-К-К" и кладет фишку в первую комнатку и т.д. Если ребенок "теряет" второй звук и второй фишкой "ловит" звук "Т", вы удивляетесь: "Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!"

Показывая малышу букву, называйте не ее "официальное" алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот пойте, тяните как можно дольше, показывая букву и произнося слова с этой буквой.

Вводя букву, называйте как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего звука. Давайте ребенку только печатные образцы букв — письменным его научат в школе. Он легче запомнит букву, если попробует ее нарисовать или выложит ее из палочек, начертит на снегу или песке.

Начните с показа согласных букв, которые ваш ребенок хорошо выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с "Ц" или "Щ"), самые простые по начертанию (не надо вводить первыми "Д", "Ж", "3") и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить "Б" и "В", "Р" и "Ф", "Г" и "Т" — их легко спутать, Чтобы маленький ученик узнал в букве заменитель звука, включите выученные буквы в звуковые игры. Например играя в "Дом звуков" и отпраздновав новоселье волка (выделив все четыре звука в слове ВОЛК), вы предлагаете сделать новоселу подарок - написать на его доме имя хозяина.

А когда малыш запомнит уже 8—10 букв (из которых 6—7 гласные), приобщайте его к письменной речи. Ребенок, хорошо владеющий звуковым анализом слов, сможет написать отдельную фразу, даже если он не знает всех составляющих ее букв.

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая "сбежала" из стиха или "прибежала" в него, сделав потешным и нелепым: Землю роет старый кот, Под землею он живет. Нам темно. Попросим папу Нам включить поярче лапу. Любопытные мартышки Собирают с елок фишки. Здесь хорошее местечко — Протекает рядом печка.

Пусть малыш исправит буквы, которые слегка "подгрыз" жучок-буквоед.

Эта игра требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?