Как понять новорожденного малыша

С рождения ребенок сверхчувствителен, ведь он пока общается с миром в основном на уровне эмоций и инстинктов. Уже в свои первые недели малыш все прекрасно слышит и воспринимает многие вещи, быть может, даже лучше, чем иные взрослые. Грудной ребенок крайне уязвим. Если младенец не чувствует любви и заботы — весь мир представляется ему враждебным. Ребенок ощущает тревожность и беспокойство. Кроха в возрасте 6—8 месяцев уже может переживать чувство подавленности, а еще чуть постарше — типичные депрессивные состояния. Представляете, как это отразится на его речи, поведении, способности общаться и учиться?

Ребенок испытывает неутолимую потребность в любви. Всем известно, чем теснее будет физический и духовный контакт малыша с родителями, бабушкой и дедушкой, тем лучше ребенок будет развиваться. Но здесь есть один очень серьезный момент. Некоторые дети менее чем другие нуждаются в ласке, и им ничего нельзя навязывать, их ни к чему нельзя принуждать. Потребность в ласке у маленького ребенка индивидуальна, и с ней обязательно нужно считаться. Будьте осторожны, чтобы не навязывать от природы неласковому ребенку свои желания, ласкайте малыша до тех пор, пока это приятно и вам, и ему.

Пока малыш не научился разговаривать, он общается с родителями не вербально, с помощью языка мимики и жестов. Хорошо ли вы понимаете язык своего ребенка? Ведь от того, насколько эффективно сейчас его общение, зависят очень многие вещи: как будут развиваться его интеллект, характер... Кроха исследует склоненные лица, слышит голоса, чувствует тепло касающихся его рук. Эти зрительные, слуховые и осязательные ощущения становятся языком, на котором новый и пока еще чужой мир говорит с ним. Малыш в свою очередь сообщает о своих переживаниях — на языке жестов и с помощью плача.

Мимика грудного ребенка отражает многие эмоции: удивление, удовлетворение, интерес, желание спать, страх, неприязнь. Развиваются чувства вашего ребенка, усложняются его ощущения, и мимика становится богаче: сейчас еще бессознательная, в 4 месяца улыбка крохи будет проявлением радости, и совсем скоро он научится смеяться. Вы будете "читать" в его жестах и разнообразную гамму других ощущений. Интерес: глазки блестят, кроха концентрирует внимание на заинтересовавшем предмете, хотя и совсем недолго. Скука: малыш отводит взгляд в сторону.

Смесь интереса и подозрения: такой взгляд может означать, что кроха заинтересовался чем-то новым, может быть, увидел незнакомого или плохо знакомого человека. Малыш оценивает увиденное. Испуг: губки и кулачки крепко-накрепко сжаты, а глаза распахнуты. Может, он испугался резкой смены обстановки? Или кто-то пришел? Удовлетворение: личико малыша расплывается в счастливой улыбке, глазки блестят, ручки в покое. Все младенцы плачут часто, ведь плач — главный язык ребенка: он кричит, что испытывает дискомфорт, что раздражен, огорчен или разочарован или что ему больно... В каждом случае характер крика и движения ребенка будут особенными.

Возможно, вы еще помните времена, когда считалось, что у маленьких детей снижена способность к восприятию боли. Современная медицина доказала, что младенцы чувствуют боль и страдают ничуть не меньше чем взрослые. Просто новорожденный или грудничок не может так легко, как взрослый, рассказать о своей боли. Конечно, вы прекрасно отличите обычный плач от серьезных сигналов и, более того, благодаря своему богатому опыту наверняка можете сказать, отчего именно плачет ребенок — от голода или усталости, а может быть, и оттого, что требуется сменить пеленки. И все же разберем, как отличить болезненный плач от обычного.

Новорожденный кричит пронзительно, на высоких нотах; его тело жестко напряжено, кулачки сжаты или, наоборот, пальчики растопырены; личико тоже сжато — брови сдвинуты, а глаза, рот и нос сближены; он стучит ручками и ножками. Грудничок кричит, сдвинув брови, но не закрывая глаз; не дается в руки; защищает от прикосновения место, где болит. Все — и груднички, и новорожденные — покрываются испариной, при этом иногда значительно повышается температура; высокий пронзительный крик чередуется с шумными резкими вдохами, дыхание тяжелое. Больной малыш часто меняет позу, вертится, мечется.

Если вечерний плач ребенка по высоте и силе отличается от дневного — он кричит на высоких нотах, а его колени подтянуты к груди, — возможно, у него колики. Как правило, это случается между шестью часами вечера и полу ночью. Высокий крик, иногда повышенная температура, ребенок трогает ручкой ухо. Это боль в ухе, которая часто сопровождается рвотой и общим плохим самочувствием. Если малыш кричит и извивается сразу после кормления, вероятнее всего, у него газы.

Запор, опрелость, сыпь или у крохи просто режутся зубки — вы сами прекрасно помните, причин болезненного плача может быть множество — и тогда нужно принимать соответствующие меры. Конечно, малыш, измученный болью, будет реагировать на нее менее бурно, может быть, даже задремлет, но это вовсе не означает, что боль прошла. Лучше всего обратиться к врачу за консультацией и помощью.

Существует прекрасная давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи дают даже самому маленькому ребенку возможность воспринимать ваше настроение, испытать чувство безопасности и комфорта. Тем более что все, что вы делаете — все ваши покачивания, поглаживания, тетешканья — тоже ритмичны и потому очень нужны ребенку.

Только что родившийся ребенок обычно успокаивается под звуки колыбельной песенки без слов. Спокойная, убаюкивающая мелодия прекращает плач, монотонность и тонкая задушевность такой мелодии словно обволакивает кроху. Затем в колыбельных песнях появляются слова. Есть великое множество колыбельных песен. Вы можете выбрать среди них знакомую песенку из вашего детства, можете подобрать подходящие колыбельные для различных обстоятельств.

Конечно, когда ваш ребенок начнет говорить, он будет лепетать что-то весьма отдаленно похожее на слова, но вовсе не потому, что он пока недостаточно развит интеллектуально. Просто пока недостаточно развит его артикулярный аппарат и еще не справляется с произнесением слов, стремление к речи опережает физические возможности. И если взрослые говорят с малышом на "детском" языке, считая, что ребенок другого языка не поймет, они затрудняют формирование правильных языковых навыков. Более того, в процессе освоения языка ваш ребенок всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.

Поэтому лучше всего используйте сами и обучите ребенка языку жестов. Ученые доказали, что этот язык очень полезен для развития ребенка. Об этом свидетельствуют результаты многолетних исследований. Ваш ребенок научится говорить легче и раньше, чем другие дети; его словарный запас будет значительно богаче, а уровень интеллектуальных способностей — выше; есть и еще одно очень важное преимущество — когда он подрастет, он станет страстным читателем. Социальные навыки у вашего ребенка тоже будут формироваться быстрее и легче: он будет более уверен в себе и готов к общению и "сотрудничеству" с другими.

Научить малыша языку жестов совсем нетрудно. Просто вы несколько увеличите небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут ручкой при прощании или указывают на нужный предмет. Приблизительно в 9—10 месяцев кроха начинает интересоваться окружающим его миром — ему нравится изучать предметы и людей, которых он видит, рассматривать картинки в книжках и т.д. Такой разговор — увлекательная игра; и вскоре малыш сам с удовольствием будет замечать и показывать знаками животных и предметы, которые он знает.

Обучайте ребенка жестам так же, как и новым словам. Обратитесь к нему так, чтобы он мог лучше видеть ваше лицо и следить за мимикой. Покажите малышу предмет или несколько раз повторите слово, а потом изобразите соответствующий жест. Например, покажите кошку — живую, игрушку или изображенную на картинке, произнесите несколько раз слово "кошка" (не забывайте всегда называть предмет — это обязательно) и изобразите соответствующий жест. Каждый раз когда малыш видит кошку, повторяйте этот жест, и совсем скоро, через какие-нибудь несколько недель или дней, малыш сам будет пользоваться этим жестом.

Ученые утверждают, что быстрее всего дети усваивают жесты и знаки: "шляпа" (малыш показывает процесс одевания ее на голову), "рыба" (открывает и закрывает рот, как это делают рыбы), "птичка" (подражает движению крыльев) и "цветов" (глубоко вдыхает носом). Попробуйте эти и любые другие жесты, придумывайте, пробуйте. Смотрите на все, что окружает кроху, например, на предметы, которые часто используются в повседневной жизни, на животных, которые попадают в поле его зрения, определите, что ему особенно интересно. Включите в словарь ребенка все, что привлекает его внимание.

Только обязательно "озвучивайте" все жесты, чтобы малыш, пусть пока неосознанно, запоминал слова. С помощью этого, пока еще небольшого, словаря жестов вы, а также другие взрослые смогут вести с малышом недолгие беседы, а потом вы сами удивитесь, как рано начнет говорить ваш ребенок. Приблизительно в 6—8 месяцев ребенок особенно чутко реагирует на присутствие посторонних, что нормально для этого возраста. Помогите ребеноку преодолеть этот этап, не настаивайте, чтобы он общался с неприятными ему людьми, создайте спокойную и доброжелательную обстановку. Пусть все, кто подходят к кроватке вашего ребенка, улыбаются, смеются, говорят ему больше ласковых слов.

Важно, чтобы малыш встречался и общался с другими детьми и, конечно, с малознакомыми людьми в естественной обстановке. Будьте всегда спокойны и уравновешенны. И самое главное — как можно больше разговаривайте с ребенком, не забывая о том, что контакт должен быть взаимным. Не только вы учите ребенка, но и он учит вас: понимать его, чувствовать его настроение и желания. Читайте его речь — жесты, знаки, отдельные звуки — и старайтесь понять все, что он сообщает вам.

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?