Принципы вальдорфской педагогики

Основой вальдорфской педагогики - является антропософия, учение немецкого философа 19 века Рудольфа Штайнера. В вальдорфской школе нет бассейна, закаливающих процедур и специальных занятий по развитию интеллекта. Есть - хороводы, русские песни, игрушки из натуральных материалов, а в окружении ребенка - естественные цвета. Нет понятий "правильно" - "неправильно", есть слова "красиво", "гармонично". Сразу хочется заметить, что с точки зрения вальдорфской педагогики, в первые пять лет жизни закладывается физическое и душевное здоровье ребенка.
Их формирование напрямую зависит от того, что видит и чувствует ребенок, в каком ритме он живет. Все, что ребенок делает по этой методике, он делает, опираясь на свою ритмическую систему. Он изучает эту жизнь из непосредственного практического опыта вместе с воспитателем, задача которого лишь направить в нужное русло. Этапы познания: "я сделал", "я этому порадовался", "я это понял". В вальдорфской школе дети проявляют себя в мире разных людей, среди разных возрастов, то есть максимально приближенно к реальному миру.

Цель, которую ставит вальдорфская педагогика, - воспитать свободного человека, умеющего быть адекватным к себе и не бояться себя настоящего. Ребенок должен уметь делать самостоятельные умозаключения, чтобы научиться чувствовать именно свое отношение и свои потребности и уже на этом основании научиться делать действительно свободный выбор. Взаимоотношениям детей и родителей уделяется много внимания. У каждого малыша дома есть хотя бы одна кукла, связанная мамой. В вальдорфской школе свои особые праздники, к которым родители своими руками мастерят подарки "от гномиков и фей", и о которых выросшие дети вспоминают с большим удовольствием и теплотой. Вальдорфская школа, как и сад, отличается от обычной, в первую очередь, отношением к детям. Здесь ставится задача не просто дать ребенку необходимый объем знаний, но, может быть даже в первую очередь, - помочь ему стать счастливым взрослым. В такой школе очень трудно заставить что-либо сделать, педагог должен поддерживать живой интерес и зарабатывать авторитет.

Программа естественно сильно отличается от стандартной: здесь не вырабатывают почерк (к 4-5 классу он прекрасно формируется сам), запоздало по современным меркам учат читать: после 7 лет. Учебный материал здесь дается известным методом погружения - у вальдорфцев это называется "эпоха". "Эпоха" длится 4 недели. Благодаря такому распределению материала ребенок имеет возможность полностью вжиться в него и достаточно быстро увидеть и оценить конечный результат: то, чего он достиг за эти четыре недели. Со второго класса вальдорфской школы все ученики играют на флейтах. И малышам в вальдорфском детском саду и в младших школьных классах все поется и играется в свободном ладу - пентатонике. А все это делается потому, что взрослые часто меряют мир ребенка своей меркой, а ведь он - не маленький взрослый, он - маленький ребенок. У него принципиально другое мировосприятие, уже не доступное взрослому, живущему в сильном сознании своего "я" - в своих задачах, обязанностях, потребностях, страстях.

Пентатоника помогает ребенку оставаться в своем ритме, дает полную свободу импровизации, ведь в пентатонике невозможно сделать что-то неправильно. Традицией вальдорфской школы являются пятничные встречи, когда учителя, дети и родители собираются вместе и дети выступают: читают стихи, танцуют, играют на музыкальных инструментах, от классических кантат до джаза. Палитра репертуара разнообразна, как сама жизнь. Для родителей, которые однажды привели в эту школу своих детей, пятничные встречи становятся обыденными. Тех же, кто приходит сюда впервые, порой до глубины души трогает и то, как дети выступают, и то, как они слушают.

Похожие страницы:

1. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

2. Как отдохнуть с маленьким ребенком

3. Стоит ли баловать ребенка игрушками

На Главную

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?