Значение игры для ребенка и ее организация

Игра имеет важное значение для ребенка. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом у него развивается сообразительность. Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь, приучаться к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка. Для того чтобы малыш умел играть и игра его своевременно усложнялась, в детском саде необходимо создавать все условия для игры детей. Прежде всего должен быть организован правильный режим дня с тем, чтобы все физиологические потребности ребенка были полностью удовлетворены, чтобы он хорошо и вовремя выспался, был накормлен, соответствующим образом одет и к моменту бодрствования был спокойным и жизнерадостным.

Воспитание детей раннего возраста как в семье, так и в детском учреждении - серьезное и трудное дело. От родителей и воспитателей требуется много знаний и умения, любви к детям, выдержки и терпения. Часто родители неправильно относятся к ребенку; излишне балуют и ласкают его, перекармливают сластями, выполняют все капризы и прихоти - только бы предотвратить плач и крик ребенка. В таких условиях ребенок растет капризным, трудно привыкает к садику, бывает нервным, быстро возбудимым. Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, должен хорошо знать особенности развития нервно-психической деятельности ребенка, уметь правильно подойти к ребенку. Обстановка, окружающая ребенка, должна быть спокойной. Взрослым нужно вести себя ровно, выдержанно, ни в коем случае не кричать на детей. При таких условиях у детей создается бодрое уравновешенное настроение, что является необходимым условием для их правильного развития. Для игры детей в детском саде каждой группе следует отвести просторное помещение, достаточное количество соответствующих возрасту и развитию пособий и игрушек с таким расчетом, чтобы все дети были заняты разнообразной игрой и не мешали друг другу.

В домашних условиях надо также создавать обстановку для бодрствования ребенка. Если ребенка с раннего возраста часто держать на руках, он очень быстро привыкнет к этому и будет требовать, чтобы его взяли на руки. Постоянное пребывание на руках у взрослого не создает стимула для правильного развития движений, а, наоборот, задерживает этот процесс. Вот почему дома надо сделать малышу из кроватки манеж. Для чего вынимают матрац и кладут вместо него фанеру, постелив на нее байковое одеяло. В таком манеже можно разложить игрушки. Для детей 9-10 месяцев необходимо выделить место на полу и оборудовать его пособиями для развития таких движений, как вставание, переступание, ходьба, лазание (барьер, горка, диванчики, каталки). Для игры детей этого возраста нужны мячи, шары, резиновые животные, птицы, куклы, открывающиеся коробки, матрешки, пирамиды. Для занятий, проводимых с целью развития у детей понимания речи взрослого, надо иметь картины с изображением домашних животных и птиц, нарисованных крупным планом, хорошо иметь такие игрушки и предметы, как кукла, мяч, часы большого размера.

Для лазания могут быть использованы низкие диванчики, ящики, на которые малыш может или сам залезать, или складывать игрушки. Игрушки в этом возрасте нужны такие, которые можно носить: мишки, куклы, зайцы, мячи, корзины с ручками, ведерки, кубики. Детям дают в самостоятельное пользование пирамиды, матрешки, коробочки и другие игрушки, которые можно вкладывать, нанизывать, открывать и закрывать. Для игры с куклами нужны маленькие одеяла, чтобы дети могли завернуть и поносить их, и коляски, в которых можно кукол покатать. Детям в возрасте старше года важно давать книжки с картинками. Все пособия и игрушки нужно располагать в разных местах комнаты, чтобы дети могли играть и заниматься, не мешая друг другу. Специальные игры и занятия приобретают особенно важное значение при воспитании детей в детских садах, где в группе 20 и больше детей и где индивидуальных влияний со стороны взрослых недостаточно. Специальные занятия вносят в жизнь детей много разнообразия, вызывают радость, активность и в то же время дисциплинируют их.

Во время специальных занятий можно дать ребенку некоторые понятия о культурно-гигиенических навыках, ознакомить с отдельными правилами поведения: здороваться, говорить "спасибо" после еды, слушаться взрослого, не кричать во время занятий и др. Здесь же прививается любовь к животным, природе. Развивается речь и мышление детей. Дети, умеющие говорить, воспринимают все предметы и значение их более осмысленно, а поэтому и игра их становится более содержательной и интересной. При подборе специальных игр и занятий надо учитывать возраст и уровень развития детей.

Определим цели, которые преследуются специальными занятиями в различном возрасте:

до 3 месяцев - зрительное и слуховое сосредоточение. Улыбка и общее оживление.

с 3 до 6 месяцев - Хватание. Переворачивание. Лепет. Подготовительные движения к ползанию. Упор ног.

с 6 до 9 месяцев - Понимание речи взрослого. Подражание звукам. Ползание. Вставание и стояние.

с 9 месяцев до 1 года - Подражание действиям с предметами. Повторение слогов и звуков. Первые осмысленные слова. Самостоятельная ходьба.

с 1 года до 2 лет - дальнейшее понимание речи взрослого и речи самого ребенка. Усовершенствование ходьбы и согласованность движений.

с 2 до 3 лет - усовершенствование развития речи ребенка. Усложнение игры самим ребенком.

При проведении специальных занятий требуется определенная организация детей. Так, когда преподносится материал по развитию речи (рассматривание картин, слушание сказок, различные показы), дети должны сидеть на стульчиках, внимательно слушать воспитательницу, не шалить, не отвлекаться посторонними делами. При подвижных играх-занятиях от детей требуется выполнение определенных правил: они должны уметь встать в кружок, ходить стайкой, бегать в определенную сторону, подражать птицам, животным и т.п. Надо иметь в виду, что нервная система малыша еще очень неустойчива, она быстро истощается. Поэтому нельзя заставлять ребенка долго сидеть за столом и заниматься, долго слушать музыку, рассказ или же, наоборот, слишком много двигаться, бегать. Все игры и занятия должны проводиться с учетом того, чтобы дети не переутомлялись и чтобы движения и отдых чередовались между собой. Специальные игры и занятия должны быть доступными, понятными, интересными и проводиться или индивидуально с каждым ребенком, или с небольшой подгруппой в 4-5 человек, или сразу со всеми детьми.

Похожие страницы:

1. Игры и занятия детей до 3 лет
2. Как воспитывать ребенка без отца
3. Как приучить ребенка проситься на горшок
4. Организованная подвижная игра
5. Особенности возраста от 1 до 3 лет

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?