Игры и занятия детей до 3 лет

Уже с конца первого месяца жизни ребенка нервная система его начинает воспринимать внешние раздражения. Ребенок останавливает свой взгляд на ярких предметах, прислушивается к звукам, улыбается, когда с ним разговаривает взрослый. С этого времени вырабатываются условные рефлексы или привычки. Эти рефлексы могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от влияния взрослого воспитания. Если мать постоянно держит ребенка на руках, перед сном укачивает его, дает пустышку, при каждом крике прикладывает к груди, у ребенка создадутся отрицательные привычки, и в дальнейшем он будет требовать этого. Поэтому и нужно целенаправленно воздействовать на ребенка, развивать у него положительные привычки. С конца первого месяца можно уже развивать зрительный и слуховой аппарат, вызывать голосовые реакции, движения, а также поддерживать у ребенка бодрое активное состояние, а в дальнейшем содействовать пониманию речи взрослого и развитию речи самого ребенка.

Собственная речь у малыша появляется на втором году жизни, но для того чтобы она возникла своевременно, на первом году необходимо развивать такие подготовительные этапы речи, как гуление, лепет, произношение отдельных звуков и слогов. Все это достигается путем общения взрослого с ребенком, так как через это общение, через слово взрослого малыш познает окружающий мир, учится понимать и говорить. С первых месяцев жизни ребенка на время бодрствования надо класть в манеж, где он сначала рассматривает игрушки, а потом достает их руками, упражняя свои мышцы. С полуторамесячного возраста учат ребенка поднимать и удерживать головку, для чего берут ненадолго его на руки, подложив одну руку под грудку, а другую под ягодицы, а также периодически кладут его на животик, сначала ненадолго, потом продолжительность времени лежания на животике все увеличивается, а к 4-5 месяцам малыш большую часть времени бодрствования проводит лежа на животе.

Маленького ребенка на живот класть надо не сразу после кормления, так как он может срыгивать, а спустя 20-30 минут или перед едой. После кормления ребенка кладут сначала на спинку и предоставляют ему возможность рассматривать крупные и яркие игрушки, подвешенные над ним. Если такие занятия проводятся ежедневно, то ребенок может подолгу рассматривать яркие предметы и следить за взрослым. Это способствует его активному бодрствованию. Уже с двухмесячного возраста следует упражнять ребенка в упоре ног, для чего надо брать его под мышки и давать ему возможность слегка коснуться ножками колен взрослого или стола и снова поднимать его с тем, чтобы ребенок выпрямлял ноги. Развитие упора ног необходимо для того, чтобы укреплялись мышцы ног, это имеет большое значение для своевременного вставания и ходьбы ребенка. Следует время от времени брать ребенка на руки или наклоняться к малышу, лежащему в манеже или в кроватке, и ласково, весело разговаривать с ним с тем, чтобы вызвать у него улыбку, гуление и оживленные движения.

Ребенок вначале не сразу улыбается, увидев лицо взрослого, а лишь при повторном обращении к нему. Если же ребенок хоть раз улыбнулся, в дальнейшем вызвать улыбку можно быстрее. Частое общение взрослого с ребенком поддерживает у последнего жизнерадостное настроение. Он улыбается, произносит звуки, много двигает ручками и ножками, что имеет большое значение для его физического состояния, а также для развития движений и лепета. С 3-месячного возраста у детей начинает развиваться хватание. Сначала это происходит случайно: протягивая ручки, ребенок нечаянно касается висящей над ним игрушки, ощупывает ее, а потом захватывает. В дальнейшем ребенок начинает искать игрушку ручками, чтобы захватить ее, и таким образом его движения становятся целенаправленными. В это время хорошо подвешивать звучащие погремушки и кольца, удобные для хватания, причем подвешивать на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их свободно достать.

Надо обратить большое внимание на своевременное развитие хватания у детей ввиду того, что оно оказывает влияние на дальнейшее развитие всех движений ребенка. Ребенок, научившийся вовремя хватать, быстрее начинает ползать, вставать и ходить. В 4 месяца, если малыш крепко упирается на выпрямленные ножки, можно его на очень короткое время, держа под мышки, ставить на ножки. В этом же возрасте следует учить ребенка переворачиваться сначала со спины на живот, а потом и обратно, для чего лежащего на спине малыша берут за ручку и перевертывают на живот. Когда пятимесячного ребенка кладут на живот, для развития ползания перед ним раскладывают яркие игрушки, сначала не катающиеся, чтобы он мог дотянуться до них и взять. Когда же он начнет немного передвигаться, дают такие игрушки, как мячи, шары, чтобы они откатывались, если малыш дотронется до них, а он полз за ними.

Своевременное появление лепета имеет большое значение для развития речи у детей. Для того чтобы ребенок упражнялся в произношении звуков, в комнате должно быть тихо, тогда он сможет слышать и подражать себе и взрослому. С 6 месяцев надо совершенствовать ползание, которое является основным видом передвижения ребенка в этом возрасте, причем весьма ценным для детей и имеющим большое значение для укрепления всей мускулатуры ребенка. Многие считают, что к 6-7 месяцам ребенка нужно научить сидеть, а потом уже ползать, для чего сажают малыша в подушки, каталку, столик. Это неправильно. Во-первых, раннее усаживание (до 8 месяцев) может вызвать искривление позвоночника, во-вторых, обрекает ребенка на бездеятельное состояние.

Более ценным надо считать своевременное развитие ползания. Умеющий ползать ребенок сам научится сидеть. Для того чтобы малыш научился ползать, хорошо проводить следующие занятия: катать мяч или шар, заводить волчок, заводную машину, играть в прятки. Полезным движением надо считать развитие у ребенка умения вставать. Этого надо добиваться следующим образом. Лежащего на спине ребенка надо брать за ручки и подтягивать к себе. Яркие игрушки, разложенные или укрепленные на барьере, служат также стимулом для того, чтобы ребенок встал самостоятельно к барьеру. Когда малыш научится вставать и крепко стоять на ногах, держась за барьер, надо учить его переступать, маня его к себе пальцами или привлекая яркой игрушкой.

К 6 месяцам ребенок начинает понимать речь взрослого. Для развития понимания полезно показывать вначале небольшое количество предметов, находящихся в комнате на определенных местах. Предметы, с которыми знакомят детей, должны находиться перед глазами ребенка. В дальнейшем (9-10 месяцев) местоположение предмета можно менять, и ребенок будет разыскивать названный предмет. С 9-месячными детьми для развития понимания хорошо играть в прятки. Для развития подражания звукам взрослый сначала произносит те звуки, которые ребенок уже умеет издавать, чтобы легче было вызвать подражание, а потом называет новые. Ребенок, находящийся в ровном жизнерадостном настроении, часто играет этими звуками, повторяя их неоднократно.

Ребенка 10-11 месяцев следует ставить на ножки с тем, чтобы он приучался стоять один. К 11-12 месяцам, когда он уже умеет стоять, нужно подманивать его к себе, чтобы вызвать переступание, т.е. первые шаги. Дети с 9-10 месяцев начинают все больше подражать звукам. К концу года ребенок произносит 5-6 слов, причем одно слово может принимать разное значение и даже выражает целую фразу, например, слово "мама", произнесенное разным тоном, означает просьбу, радость, обиду; часто он называет предметы по-своему: яблоко - "аба", булка - "буа". В этом возрасте ребенок хорошо разбирается в интонациях, поэтому можно уже у него вырабатывать определенное поведение: строго сказанное слово "нельзя" побуждает ребенка к прекращению действий.

Для развития понимания речи взрослого необходимо называть предметы, которые окружают ребенка. Лучше воспринимает и запоминает ребенок тогда, когда взрослый обращается непосредственно к нему. Большое значение для развития понимания речи имеют такие занятия, как прятки, показ игрушек, картинок, живых животных, которые доставляют детям много радости. Начиная с 9-месячного возраста детей, нужно проводить специальные занятия, в процессе которых учить обращаться с предметами: вкладывать мелкие предметы в более крупные, нанизывать кольца пирамиды на стержень, открывать коробки и закрывать их. Научившись этим действиям, дети в дальнейшем начинают самостоятельно заниматься игрушками.

Понимание речи взрослого и развитие собственной речи имеет важное значение для всего нервно-психического развития ребенка. Вот почему в годовалом возрасте надо особенное внимание обращать на эти моменты, иначе ребенок может отстать в речи, что скажется в более старшем возрасте. Своевременное развитие речи сказывается на всем дальнейшем поведении ребенка, так как она оказывает влияние на развитие памяти, мышления, воображения. На втором году жизни происходит дальнейшее развитие всевозможных движений ребенка. Дети много ходят, преодолевая при этом препятствия: взбираются на горку, лесенку, диван; появляются более согласованные движения руки: малыши могут открывать и закрывать коробочки, вкладывать матрешку в матрешку, нанизывать кольца на стержень, завертывать куклу и т.д.

Если ребенок тратит слишком много энергии на движения, например долго бегает, громко кричит, надо незаметно переключить его на более спокойное занятие: заинтересовать его картинкой, строительным материалом и т.п. С детьми этого возраста проводятся специальные занятия, которые способствуют совершенствованию ходьбы, лазания, согласованности движений рук. После года наблюдается дальнейшее развитие речи ребенка. Но в начале второго года сама речь развивается медленнее, чем процесс понимания речи. В это время дети начинают понимать смысл более сложной речи и даже не обращенной непосредственно к ним. Ребенок может выполнять несложные поручения, например приносить предмет, который просит взрослый.

После 1 года 6 месяцев словарь детей обогащается, появляется много неполных слов, например: "бака" - собака, "би-би" - машина. Количество произносимых ими слов быстро растет, благодаря частому общению со взрослыми, появляется сложная речь - не отдельные слова, а целые фразы. К двум годам малыш уже оперирует короткими предложениями. В обращениях к взрослому он задает вопросы: "Где? Что? Кто?", а также строит вопросительные предложения: "Мы пойдем в садик?" У многих детей произношение слов еще неправильное, иногда они продолжают употреблять неполные слова, называя машину "би-би", паровоз - "ду-ду". В первом полугодии второго года в обращениях к ребенку взрослый еще может употреблять такие упрощенные слова, но после 1 года 6 месяцев следует приучать детей говорить правильно. Например, если он назовет машину "би-би", следует его поправить: "Это машина, скажи, машина".

Для своевременного развития речи детей необходимо, чтобы взрослый часто обращался к ребенку с вопросами, объяснениями для поддержания у него постоянно радостного настроения. Кроме того, нужно следить, чтобы дети получали разнообразные впечатления, знакомились с окружающим миром. Для этого проводят прогулки, во время которых дети знакомятся с природой, животными, птицами, транспортом и т.п. В связи с развитием ходьбы, расширением кругозора, развитием понимания и речи изменяется игровая деятельность детей. Ребенок уже не только подражает действиям взрослых, как это было раньше, но и проделывает самостоятельно то, что видел: сам завертывает куклу, кормит ее, укладывает спать. Игра ребенка начинает носить целенаправленный характер. Он, например, сознательно подыскивает нужный ему по форме и размеру кубик.

Поведение детей 3-го года жизни во многом отличается от поведения детей 2 го года. Появляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши с удовольствием наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за животными и за всем, что происходит на улице. Задают множество вопросов. В возрасте от 2 до 3 лет общие движения ребенка становятся более уверенными, он хорошо ходит, бегает, лазает. Развиваются мышцы рук и пальцев, движения становятся увереннее, он хорошо ходит, может владеть карандашом, застегивать пуговицы, аккуратно кушать. Многие движения у детей развиваются при самостоятельном одевании, раздевании, умывании, а также на прогулке, когда ему приходится преодолевать всевозможные препятствия: канавки, лужи, камни и т.п. Постепенно развивается ловкость. Для того чтобы посмотреть, что происходит на улице, ребенок самостоятельно пододвигает стул к окну и залезает на него.

На 3-м году жизни происходят большие изменения в развитии речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной, ребенок начинает пользоваться всеми частями речи, говорит длинными фразами. Для развития внимания, памяти, воображения, а также и речи у детей можно загадывать простые, доступные данному возрасту загадки. По своему содержанию загадка должна быть легкой, короткой, чтобы сам текст ее наталкивал на ответ. Чтобы ребенок правильно говорил, надо с ним разговаривать не сюсюкая, не искажая слов. Полезно давать поручения ребенку, например: "Попроси у тети Веры карандаш и бумагу" или "Скажи тете Зое, чтобы она завязала тебе бантик". Развивая речь детей, надо учить их говорить правильно, ровным, спокойным, не крикливым тоном.

В связи с общим развитием ребенка изменяется характер его эмоций. Чувства: радость, гнев, страх и другие проявляются у ребенка все ярче. При перегрузке впечатлениями у ребенка наблюдается неустойчивость настроения, быстрый переход от слез к радости и наоборот. Поэтому нужно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись и были всегда бодрыми, активными. Кроме того, надо все время воспитывать у детей чувство товарищества. Деятельность ребенка становится более длительной и сосредоточенной. Такая сосредоточенность способствует дальнейшему развитию речи, памяти, внимания, воображения, а также и игры. К 3 годам ребенок уже приобретает собственные представления об окружающем, знакомится со свойством и назначением различных предметов, может определить 3-4 цвета, понимает значение таких слов, как высокий, низкий, далеко, близко.

В своих играх он начинает подражать матери, врачу, шоферу, парикмахеру, сначала не перевоплощаясь в них, а лишь копируя отдельные действия: так, например, ребенок стирает, ставит кукле или мишке градусник, одевает салфетку и стрижет волосы, вертит руль у машины и т.д. К концу 3-го года появляется уже "ролевая" игра, когда дети, играя, выполняют какую-то роль, а позже и распределяют между собой роли, например: один изображает маму, другой - маленького сына, мама готовит обед, а сын моет посуду.

Похожие страницы:

1. Как воспитывать ребенка без отца
2. Как приучить ребенка проситься на горшок
3. Организованная подвижная игра
4. Особенности возраста от 1 до 3 лет
5. Прогулки с детьми и игры на детской площадке

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?