Адаптация ребенка к школе

Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - большие заботы. И вот уже Ваш ребенок идет в первый класс! Сколько радости, волнений, разговоров, хождений по магазинам в поиске школьных принадлежностей! 1 сентября - все красиво, празднично, торжественно. Чувство гордости за ребенка и за событие переполняет каждого члена семьи..

Проходит неделя, вторая, третья и вот уже заканчивается первая четверть. Но, становится все очевидней, что желания идти в школу у Вашего ребенка становится все меньше и меньше. Вдруг у него заболела голова, начал капризничать, а порой, и грубить, утром не хочет вставать с постели, теряет вес и т.п. Мысленно Ваш ребенок просит о помощи! Хорошо, если Вы своего ребенка, как только возможно, заранее подготовили к обучению в школе. Но в любом случае сейчас ему необходима Ваша помощь, особенно в первые полгода, а возможно и в течение всего первого года обучения в школе. Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный и ответственный. От него нередко зависит то, как сложится дальнейшее обучение и судьба ребенка.

Человек в течение жизни проживает несколько возрастных кризисов. И один из них приходится как раз на возраст 7-9 лет, возраст поступления в школу. В период кризиса происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе различных его систем. Это приводит, нередко, к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке. Наступает новый, сложный период в жизни ребенка: изменяется его социальный статус - теперь он школьник; меняется весь уклад его жизни; появляются новые права и обязанности; возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Игровая деятельность сменяется на учебную, которая требует напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенности и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Переход от периода беззаботности к периоду ответственности. Чтобы как можно легче прошел этот период вхождения в школьную жизнь - период адаптации к школьному обучению, который может длиться от 2-х до 6-ти месяцев - помогите своему ребенку. Ведь для него очень важно, чтобы его близкие люди были рядом! В первую очередь необходимо организовать ребенку его рабочее место - стол, стул, полки, правильное освещение. Следите за тем, чтобы все его школьные принадлежности находились на своих местах. Рабочий стол при выполнении заданий должен быть чистым.

Установите режим дня. Хорошо, если ребенок после уроков отдохнет пару часов. Укладывать лучше в 21.00. Перед сном поменьше компьютерных игр, неплохо бы спокойно погулять. Желательно, чтобы в это время в семье один родитель контролировал ребенка, чтобы у него не рассеивалось внимание на разные требования. Помогите ему в первое время собрать портфель, напомните о выполнении уроков. На первых порах лучше посидеть с ребенком рядом, пока он делает уроки. Но не увлекайтесь этим и не делайте уроки за него. Важно, чтобы ребенок понимал, что он учится для себя, а не для Вас. При очень строгом контроле со стороны родителей, выполнении уроков "только с папой", как правило, резко понижается мотивация к обучению, и ребенок, как только может, избегает выполнения уроков, придумывая различные причины.

Выполнение домашнего задания - это индивидуальная форма учебной деятельности, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его заданию. При правильной его организации у первоклассника вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям. Для домашних детей и для детей со слабой саморегуляцией не рекомендуется выполнение домашних заданий в группе продленного дня, т.к. она не дает полноценного отдыха и не способствует качественной самоподготовке учащегося. Новое окружение, новые люди (одноклассники, учителя) вызывают у ребенка большое напряжение.

Важно, чтобы родители, бабушка с дедушкой больше общались с ребенком, расспрашивали его о происходящем (только не перед сном и, особенно, не о негативных событиях, чувствах); разбирали и объясняли ему правила, помогли выучить имена одноклассников, учителей (особенно, если их несколько). Не нужно ругать ребенка за допущенные ошибки при выполнении домашнего задания. Никогда не обзывайте ребенка "тупицей", "балбесом" и т.п. Это снижает его самооценку и может повлиять на всю его дальнейшую жизнь (тем более, что звучит это от близких значимых людей). Учите детей выражать свои чувства протеста, несогласия, злости не криком, плачем, угрозами и т.п., а цивилизованным способом - словесными выражениями испытываемых чувств ( я огорчен, раздражен, теряю голову...).

Лучше не нагружать ребенка в первый год обучения музыкальным кружком, различными спортивными секциями и т.п. (это лучше сделать или за год до школы или во 2-м классе). Ребенок нередко испытывает тревогу и стpах в начале обучения - расспросите его об этом. Может быть, на первых порах лучше провожать ребенка в школу и встречать. Не предъявляйте слишком высоких требований к отметкам. Нередко для снижения тревожности ребенок желает взять в школу игрушку. Если разрешают это в школе, объясните ему, что играть можно только на перемене. А если не разрешают, то позвольте ему при выполнении уроков дома посадить игрушку рядом с собой или спать с ней, если будет у него желание. Со временем это пройдет.

Нередко ребенок испытывает затруднения в учебе из-за того, что у него на данный момент, недостаточно развиты познавательные процессы. Развитию внимания, мышления, памяти способствуют занятия в доступной игровой форме. Если ребенок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу года у него должно сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т.д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен, и они стали его повседневной нормой жизни.

 

На Главную

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?