Что есть любовь и роль человека в обществе

"Если человека не гладить по голове, у него высохнет спинной мозг..." В справедливости этого изречения убеждаешься всякий раз, когда сталкиваешься с неблагополучными семьями. И напротив, семья, где властвуют мир и взаимопонимание, где отношения между родителями и детьми строятся на основе равенства и взаимного уважения, - такая семья, как заметил один философ, есть не что иное, как "шедевр природы". В. Гюго называл семью "кристаллом общества", а Ф. Адлер считал: "Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества". Примеры высокой оценки семьи можно продолжать очень долго. И если верно, как говорил английский философ и педагог Д. Локк, "от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа", то с тем большим основанием можно сказать, что наше будущее благосостояние начинается с того, какие взаимоотношения мы сами установим в своей семье.

С древнейших времен человека интересовал вопрос, кто он и каково его место в мире, в чем его сущность и назначение, зачем он родился и что оставит после себя. Человек представлялся самому себе то как целая Вселенная, а то сокращался до малой частички, затерявшейся в бесконечном мироздании. В философии Аристотеля человек предстал как живое существо, наделенное духом и разумом - "разумной душой", как говорил Аристотель о человеке. Декарт ставил превыше всего способность человека мыслить и потому видел в этой способности единственно достоверное свидетельство человеческого существования (мыслю, следовательно, существую), а Кант считал, что в вопросе "что такое человек?" заключен основной смысл философии. Гегель объявил человека носителем общезначимого сознания, всеобщего идеального начала духа и разума. Фейербах, споря с ним, разглядел в человеке чувственно-телесное существо, живую встречу "Я" и "ТЫ" в их конкретности.

Нетрудно заметить, что всем этим взглядам недостает живой связи человека с окружающей его средой, с обществом, частью которого он является, с трудовой деятельностью, через которую и посредством которой человек только и может выразить себя. Преодолевая эти ограниченные взгляды, Маркс впервые в истории философии увидел человека во всех взаимосвязях, показал его как производное от общества, как продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Эта мысль К. Маркса не утратила своей актуальности и сегодня. Человек как совокупность всех общественных отношений сам является носителем отношения к окружающему миру. Человек есть не что иное, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного в процессе жизни.

С самого своего рождения человек вступает в отношения с миром людей и вещей, с миром социальных образований, которые накапливались веками и тысячелетиями усилиями всех предшествующих поколений. Даже оставаясь наедине с собой, писал К. Маркс, человек всесторонне включен в контакт, общение с обществом. Мир, в котором живет человек, - это мир очеловеченный, т.е. такой мир, в котором каждый предмет, каждое явление и процессы, в нем происходящие, "заряжены" человеческой энергией. Чтобы окружающий человека мир стал его миром, он с детства вводится в общение со взрослыми, подражает им, учится у них, приобретает знания. Новорожденный человек не получает мир в "готовом виде". Но, постепенно осваивая его, познавая его, преобразуя этот мир своей деятельностью, человек утверждает себя как личность, делает окружающий его мир частью своей индивидуальности. В этом постижении мира, в этом приобщении к нему участвует, как писал К. Маркс, каждое из "...человеческих отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все его органы индивидуальности...".

Даже такое сокровенное чувство, как любовь, выступает, по Марксу, "органом индивидуальности", который приобщает человека к миру. Это приобщение не заканчивается индивидуальным человеческим "Я", оно преобразуется в новое качество, где "Я" и "ТЫ", как объект любви, не существуют в случайно подобранной паре, а реализуются в "МЫ", которое находит позже продолжение в наших детях, чтобы уже наши дети получили возможность приобщиться к очеловеченному миру. Любовь есть не что иное, как необходимое каждому человеку чувство. Лиши человека этого чувства, и все краски мира поблекнут, исчезнут восходы и закаты, пение птиц - короче, мир для нас обеднеет. Любовь - едва ли не самое бескорыстное из всех человеческих чувств. Любовь к Родине, любовь к матери, любовь к детям - что может быть выше и благороднее этого чувства! Вместе с тем именно любовь, как никакое другое чувство, делает нас богатыми, а поступки наши возвышенными и благородными. Любовь нельзя принудительно ни навязать, ни вызвать, ни преодолеть. В любви пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.

Любить - это вовсе не значит "потерять голову" или "ослепнуть", как кажется некоторым. О сущности любви хорошо сказал А. Экзюпери: "Любить - это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении". Но сказать о любви только так - значит сказать об этом чувстве половину правды. Другая половина состоит в том, что влюбленный человек подчиняется объекту своей любви, оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. "Любить, - писал Л. Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь". А Аристотель говорил по этому поводу так: "Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо". Конечно, и любовь, как и все на земле, не была человеку дана раз и навсегда в законченном виде. На протяжении истории развития человечества она постоянно видоизменялась, совершенствовалась, обогащалась новым содержанием.

Здесь будет уместно процитировать слова Ф. Энгельса, который, говоря о любви как индивидуально-избирательном чувстве, рассматривал ее в то же время как продукт длительной истории: "Современная половая любовь существенно отличается от просто полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу... Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?"

Заключительные слова этой цитаты: "...спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?" С течением времени, однако, институт брака стал приобретать все большее значение, хотя наличие или отсутствие любви в браке не занимало решающего места, на первом плане были соображения материально-экономического свойства (не тогда ли стали возникать поговорки, вроде "стерпится-слюбится"?). Однако уже в 19 веке любовь поднялась на такую высокую ступень, что потеснила сам институт брака, который во времена Энгельса не был свободен от материально-экономической зависимости жены от мужа.

Похожие страницы:

1. Хорошая семья - что это такое
2. Начало супружеской жизни
3. Чем мы отличаемся друг от друга и за что любим друг друга
4. Любовь и неверность
5. Любовная прелюдия