История телефона доверия

Москва - большой город, некоторые называют ее большой деревней, но это не так. В деревне все друг друга знают, все здороваются при встрече - даже с незнакомыми. Я помню, как меня это поразило, когда в тринадцать лет впервые попала в глубинку, в настоящую русскую деревню. В городе мы часто не знакомы даже с теми, кто живет с нами на одной лестничной клетке, не говоря уже о соседях с других этажей... Нигде человек не чувствует себя таким одиноким, как в большом городе. И это касается не только беженцев, которых поражает то, как негостеприимно их принимает столь вожделенная Москва; не только молодых честолюбивых людей из провинции, которые приехали покорять столицу, но не покорили, а оказались выброшенными за борт; не только студентов-первогодков, которые в первый раз оторвались от семьи, от мамы и прозябают в холодных стенах общаги, где все чужое. Нет, и ко своим коренным обитателям город бывает так же жесток, как и к приезжим; москвичи вечно куда-то торопятся, спешат, бегут, и никому нет дела до несчастного одинокого прохожего, который не вписывается в этот бешеный ритм. Отчужденность - это всеобщий бич больших городов, и Москва тут не исключение. Но бывают периоды и состояния, когда самые общительные и приспособленные к жизни люди испытывают потребность в собеседнике; есть проблемы, которые не хочется обсуждать с близкими - а с кем еще? Идти куда-то, искать кого-то, кто тебя выслушает... Впрочем, далеко идти не обязательно. Есть телефон доверия. Если у вас на душе пасмурно, если у вас проблема и вас мучают сомнения, если вам просто так тоскливо и одиноко, что закрадывается мысль - стоит ли жить? - позвоните.

Московский телефон доверия официально открылся 1 мая 1982 года. К тому времени телефоны доверия существовали практически во всех крупных городах мира. В Нью-Йорке такая горячая линия была открыта еще в 1906 году. Сколько сил пришлось приложить профессору Анне Григорьевне Амбрумовой, пока она пробивала стену чиновничьего безразличия и организовывала службу предупреждения экстремальных состояний, в состав которой входили, кроме телефона доверия, еще кабинеты социально-психологической помощи и кризисный стационар. Особенно прогрессивным достижением по тем временам стоит считать создание кабинетов социально-психологической помощи, в которых можно было посоветоваться с психологом и психиатром анонимно, не открывая своего имени - и это тогда, когда в обыденном сознании встать на учет в психдиспансере было равноценно попаданию в черные списки КГБ. Конечно, создать Службу предупреждения экстремальных состояний Амбрумовой удалось тогда не только потому, что она обладала авторитетом и замечательным даром убеждения, но и потому, что закрытая статистика самоубийств в столице была угрожающей: число суицидов давно и значительно превысило аналогичные показатели по Лос-Анджелесу и Стокгольму, городам, которые официальная советская пропаганда заклеймила как вертепы капиталистического разврата, где выкинутые на улицу изгои общества то и дело кончают с собой. Увы, самоубийцы есть во всех развитых странах, это как будто болезнь цивилизации.

И особенно в больших городах - здесь смертность от завершенных самоубийств выходит на третью строчку в графе "причины смерти" после сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Так что эта язва мегаполисов Москву не миновала - и как только в ней заработала суицидологическая служба, то положение медленно, но неуклонно начало меняться в лучшую сторону. И сказалось это в первую очередь в том, что снизилось число не попыток самоубийства, а завершенных самоубийств, - люди, пытавшиеся покончить с собой, но неудачно (или, скорее, удачно спасенные), попадали в поле зрения службы, с ними работали, и многие из них пересмотрели свое отношение к жизни и смерти. Так вот, телефон доверия - важное звено в любой службе предупреждения самоубийств, собственно говоря, для этого он и был создан. Но не только. Мысли о бессмысленности жизни и желание покинуть этот мир по собственному желанию редко возникают в единый миг, чаще всего они зреют постепенно, по мере того как на своем жизненном пути человек сталкивается с неудачами и испытывает разочарования; очень важно, чтобы в момент кризиса человеку было с кем поделиться своими сомнениями и горестями - даже если он ни о чем таком и не помышляет, просто ему трудно и плохо. Во всем Мире существует два типа подобных служб: в одном из них к работе допускаются исключительно профессионалы, в другом - участвуют и добровольцы. С самого начала организации московской службы была сделана ставка на специалистов: доброхотов-то у нас много, но ведь кроме желания, важно еще и умение.

Поэтому на телефоне доверия работают исключительно врачи и психологи, прошедшие специальный курс обучения. Кстати говоря, на всех без исключения телефонах доверия, функционирующих в столице в настоящее время, работают опытные специалисты - и при этом в большинстве своем сердечные люди. Наверное, одно из самых важных качеств телефонного психотерапевта - это умение слушать. Долго ли вы сами способны слушать собеседника, не перебивая? Особенно если он находится во взвинченном состоянии и все валит в одну кучу - и главное, и второстепенное? Кстати, тот, кто умеет хорошо слушать, не просто выслушивает молча - нет, он еще задает собеседнику точные наводящие вопросы, направляет его монолог, не дает ему уходить в сторону, чтобы ясно представить общую картину. Да, это совсем не так просто, как кажется - слушать и слышать. И дано это далеко не каждому - не просто выслушать человека, но при этом сочувствовать и понимать. В рассказе О'Генри "Третий ингредиент" выделена Хетти, простая девушка, не слишком красивая и не слишком умная, но обладающая особым даром: автор назвал ее человеком-плечом — окружающие, даже малознакомые люди, охотно плакались на ее плече, доверяли ей свои горести. Так вот, психотерапевт обязательно должен уметь не просто слушать, но слушать сочувственно, располагая к себе собеседника, принимая его проблемы.

Это качество называется эмпатией - умением понимать и принимать переживания собеседника, сочувствовать ему на уровне эмоций, но при этом не терять своего "я" и сохранить трезвый ум, который помогает быстро и точно сориентироваться в ситуации ("Понять внутренний мир клиента, как будто твой собственный, но не теряя этого как будто - это и есть эмпатия" - так образно дал определение основатель гуманистической психологии Карл Роджерс). Вряд ли тот, кому плохо, станет разговаривать с незнакомым собеседником, если ему покажется, что он равнодушен или даже враждебен. А у телефонного психотерапевта есть только одно оружие - голос, его модуляции и интонации. Но вот контакт установлен... Теперь психотерапевту надо быстро сориентироваться в ситуации и оценить тяжесть состояния того, кто на другом конце провода. Каких только вопросов не задают, каких только проблем не приходится решать вместе с невидимым собеседником... Именно вместе, а не за него - собственно говоря, психотерапевт не имеет права ни давать советов клиенту, ни тем более навязывать ему свое "правильное" решение - его функция состоит в том, чтобы, сняв остроту напряжения, в котором находится собеседник (попросту говоря, успокоив его), показать ему различные варианты выхода из его ситуации и вместе с ним найти наилучший...

- Ах, кошка упала с девятого этажа и разбилась насмерть? Сочувствую вам, у меня недавно умер любимый кот, мы все страшно переживали, правда, ему уже исполнилось пятнадцать... Говорить внучке или не говорить? Вы знаете, я тоже считаю, что ложь во спасение - это не ложь... Нет, я думаю, вы правы, она будет переживать, что Мура ушла и не вернулась, но я бы сказала, что в шесть лет ее еще имеет смысл оберегать от подобных обсуждений...

- Вы ведь только подозреваете, что у мужа есть любовница, так почему же вы спешите разводиться? Может, вам все-таки стоит, прежде чем сделать решительный шаг, прояснить для себя ситуацию? Ревность - плохой советчик...

- Разбили машину накануне отпуска? Вы правы, мне трудно представить себя в вашей ситуации, но в соседней кабинке работает психотерапевт-мужчина и к тому же заядлый автомобилист, я сейчас его позову.

- Нет, я не могу позвонить в ЖЭК и приказать, чтобы у вас из подвала откачали воду. Поймите, у телефона доверия свои функции. Ах, вы находитесь в кризисной ситуации? Увы, в данном случае ваш кризис разрешит не психотерапевт, а сантехник.

К сожалению, обычно проблемы, с которыми обращаются, гораздо более серьезны. Сохранение тайны - это одно из тех обязательств, которые добровольно берет на себя психотерапевт вообще и телефонный психотерапевт в частности. Впрочем, сотрудник телефона доверия вообще абсолютно анонимен (или должен таковым быть) - человек, который говорит с ним по горячей линии, никогда не познакомится с ним лично; даже если они когда-нибудь встретятся в толпе, они друг друга не узнают. Именно благодаря этой анонимности по телефону доверия звонят и те, кто ни при каких обстоятельствах не решился бы лично обратиться за консультацией. Это напоминает так называемый "эффект поезда": встретив в купе поезда дальнего следования совершенно незнакомого человека, ему можно рассказать чуть ли не всю свою жизнь, во всяком случае, такое, чего никогда не поведаешь близким, - потому что наутро вы расстанетесь, разбежитесь по своим направлениям и делам и больше никогда друг друга не увидите. А ведь телефон доверия - это не только возможность высказаться и успокоиться, со всех сторон обсудить свою ситуацию. Бывает, что состояние человека одним диалогом по телефону радикально не изменишь, ему нужна более интенсивная помощь, и тогда ваш невидимый собеседник посоветует вам, куда обратиться - но при этом он не будет навязывать свое мнение.

К тому же сейчас есть специализированные телефоны доверия, например детский и подростковый. В свое время было тяжело именно с этой категорией абонентов - не было ни одного детского психолога, ведь этот телефон был рассчитан на взрослых. Как порой тяжело было успокаивать по телефону перепуганного малыша, оставленного дома в одиночестве легкомысленными родителями и мучившегося от дикой головной боли! Как ни странно, психика ребенка и психика взрослого - это, как говорится, две большие разницы, и как хорошо, что теперь есть специалисты, которые умеют найти общий язык именно с этой категорией юных абонентов. А у женщин бывают состояния, когда ложный стыд мешает говорить, и кажется, что понять тебя может только женщина. На телефонах доверия для переживших сексуальное насилие и для тех, кто испытывает насилие у себя дома, работают почти исключительно женщины. Кстати, под насилием понимается не только грубая физическая агрессия, но и моральное давление, а также чисто материальные струнки, за которые можно время от времени дергать. Если вам плохо, если вы растеряны и не знаете, что делать, если вы не видите выхода - позвоните по телефону, и вместе вы его найдете!

Похожие страницы:

1. Любовь и неверность
2. История развода
3. Когда девушке можно начинать половую жизнь
4. Как прожить всю жизнь вместе
5. Совместные роды с мужем

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?